Поет зима аукает мохнатый лес баюкает анализ. Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А.Блока «Полный месяц встал над лугом…

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Поет зима - аукает"

Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.

Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно - жилье. Следующий образ Есенина - это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.

Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась - она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима - аукает».

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима - аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима - аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры «мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты «седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения - «как детки сиротливые».

Олицетворения «метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Тема

Центральная тема стихотворения - суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов - терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения - зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает» , укрывая его мягким снежным покрывалом.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса - воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна - солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры (« мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка »), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный »), и олицетворения (« метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней »).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми» , вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным». Так появляется в городе наш герой – Павел Иванович Чичиков. Давайте и мы, следуя за автором, познакомимся с городом. Все говорит нам о том, что это типичный губернский город царской России времен Николая II, город, чьих «близнецов» встречали мы во мно

Жодного великого митця не оминуло його кохання. Та й хіба тільки митця? Людині взагалі властиво любити. А кохання - це вінець любові. Просто кохання простої людини проходить непомітно для оточення, а ко­хання неординарної особистості уособлює вічність і безсмертя. Тож при- родньо, що кохання Йоганна Вольфганга Ґете не пройшло непомітно, а ви­лилось у творчості. А оскільки трагедія «Фауст» створювалася протягом тривалого часу, то її автор переживав у ці роки багато потрясінь, він знаходив і зрікався, любив і страждав. І невідомо, чи існувала б сама трагедія, якби її автор не пережив першого

Видатний український письменник В. К. Винниченко почав художню творчість в епоху соціальних бур і потрясінь - на початку ХХ століття. У літературі того часу теж ішли активні пошуки нового шляху до художньо­го осмислення дійсності. Реалізм уже не задовольняв вимогливого читача. «.Імпресіонізм, примітивізм, натуралізм, чорт-біс, все, що може найкраще обкреслити людину, давайте все сюди!» - устами свого героя Олафа Сте- фензона заявляє В. Винниченко. І справді, ознаки всіх цих стилів наявні у творах письменника, а найголовніша з них, - психологізм. Автор намагається проникнути в найглибші зак

«Поёт зима – аукает»

Анализ стихотворения

С. А. Есенин


Поет зима - аукает,

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

Мохнатый лес баюкает

И жмутся поплотней.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

А вьюга с ревом бешеным

Плывут в страну далекую

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Седые облака.

А по двору метелица

И дремлют пташки нежные

Ковром шелковым стелется,

Под эти вихри снежные

Но больно холодна.

У мерзлого окна.

Воробышки игривые,

И снится им прекрасная,

Как детки сиротливые,

В улыбках солнца ясная

Прижались у окна.

Красавица весна



Сергей

Александрович

Есенин

Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.


Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.


Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.


Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.


Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна

Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром

Неологизм: стозвон

Сравнение: как детки сиротливые

Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна


Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится все сильней .

Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.


Понятие о

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.


Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Одно из всемирно известных произведений творчества С. Есенина «Поет зима - аукает» не имеет острого сюжета. Однако в нем автор глубоко, ярко, красочно воссоздал образ несравнимой русской зимы. Он представил ее именно как неугомонную, шумную, привлекательную стихию, которая имеет место и в его душе.

О том, что для зимы характерно присутствие множества звуков, читатель узнает из первых строк: «поет», «аукает». Метелица, которая сопровождает ее повсюду, также имеет своеобразные шумы. Это треск, гул и завывание ветра. «Ревом бешеным» подтверждает картину зимняя вьюга, которая то «стучит», то «злится все сильней».

Автор сталкивает между собой непредсказуемые явления зимы – вьюгу, метели, с беззащитными представителями мира птиц, которые не в силах противостоять им: «воробышки…прижались», «озябли», «жмутся». Авторское отношение к обитателям живой природы нежное. Он с огромным сочувствием говорит о птицах, употребляя неоднократно уменьшительно-ласкательные слова: «как детки сиротливые», «пташки малые», «пташки нежные», вызывая желание их приласкать, защитить от стужи.

В стихотворении представлена борьба сильного и слабого представителя природы, которые живут и подчиняются ее жестким законам. Здесь выживает сильнейший. Именно такой и описывает автор зимнюю пору («больно холодна»).

Однако в конце стихотворения С. Есенин предупреждает, что после агрессивных нападений зимы будет все хорошо, так как «красавица весна» не заставит себя ждать.

Образ надменной и суровой зимы, беззащитных, маленьких птиц позволяют более точно и ярко передать использованные автором художественные средства. За счет сравнений «стелется ковром», воробьи «как детки» изображаемое время года получает четкие смысловые оттенки. Уподобление живому с помощью неоднократного использования олицетворений («поет зима», «плывут облака», «вьюга стучит», воробьям «снится им») помогает встать на один уровень с природой, проявив тем самым неравнодушие к ней, увидеть красоту, которая ранее была повседневностью. Они помогают узнать их особенности. Необыкновенной эмоциональности подвергается стихотворения благодаря красочным эпитетам: «с тоской глубокою», «седые облака», «ясная весна».

Несмотря на агрессивность зимы, на которую указывает поэт в стихотворении, он с любовью относится к природе, к любому ее проявлению. Он с уважением относится и к тому, что вьюга ведет себя по-хозяйски, когда бешено стучит по ставням, пугая пташек. Поэт согласен, что все в мире имеет свое место.

Вариант 2

Произведение относится к раннему творчеству поэта. В этом стихотворении Есенин продемонстрировал одну их характерных особенностей своего творчество – олицетворение природы, наделение ее объектов человеческими качествами.

По форме произведение очень напоминает сказку. Это видно даже из названия «Поет зима – аукает», где виден видоизмененный глагол, скорее подходящий для общение с маленькими детьми. На протяжении всего стихотворения использованы слова в уменьшительно-ласкательной форме, такие как, например, «пташки». Употребляемые вместе с ними прилагательные, также создают впечатление, что разговор ведется с ребенком, причем в стиле, принятом до революции подчеркнуто мягком и умильном стиле. Есенин, скорее всего, используя именно эти формы, написал стихотворение, предназначенное специально для детей, а стремился создать ощущение волшебного леса.

Выбор в качестве главных героев маленьких беззащитных птичек – воробьев также делает стихотворение похожим на сказку. Как и настоящие сказочные герои, они не обладают индивидуальными качествами. Здесь они просто страдают от холода, вызывая сочувствие читателя.

Метель, выступающая здесь в качестве отрицательного персонажа, также не изображена в качестве представителя чего-то однозначно злого. Шелковый ковер, которым она покрывает землю – не орудие убийства или мучений, хотя и причиняет страдания. Природные явления у Есенина просто выполняют свою функцию.

Вьюга представлена в качестве живого существа, способного выражать эмоции, в данном случае злиться. Сама зима изображена в образе матери, баюкающей свой лес.

Употребляемые поэтом эпитеты делают стихотворение похожим на произведения устного народного творчества. Есенин не использует здесь образы, присущие его более позднему творчеству, такие как «желтый ворон» и подобные, которые ломают шаблоны восприятия. Стихотворение плавно разворачивается в картину зимней природы. Даже его конец не нарушает течения повествования. Как и в сказке, все заканчивается хорошо, но только во сне. Автор не пожелал разрушать созданный им образ холодной зимы, погружающей все вокруг в глубокий сон.

Анализ 3

Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо получилось описать образ зимы, и является одним из лучших произведений С. Есенина, где описывается природа.

В первых строках сообщается, что зима «поет», «мохнатый лес баюкает». Благодаря этому образуется впечатлением какого-то умиротворения, за счет красивых белоснежной природы и белых туманов, «плывут в страну далекую». Погодка переменчива, и тут «по двору метелица ковром шелковым стелется». Явление того, что скоро начнется вьюга, собирающиеся истребить все, что дышит, оставив за собой лишь снежные пески. Ощущая подобное, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», надеясь подобным образом оградить себя от предстоящих невзгод. А снежная красавица, лишь только пуще прежнего начинает серчать, зная, что у нее есть власть над всем живым, и она может делать все, что ей заблагорассудится. Из доброй и ласковой хозяйки окружающего мира, становится злобной теткой, «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Но эта метель вовсе не страшит маленьких птичек, жмущихся плотнее, чтобы попытаться согреться и тихо спят под звуки страшного ветра. И видят они хорошие сновидения, о предстоящей теплой погоде «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Не обращая внимания, что эта одна из первых работ поэта, С. Есенин уже хорошо умел олицетворять неодушевленные предметы.

  • Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

    Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.