О чем поэма хорошо. Владимир Маяковский, "Про это": анализ произведения

«Хорошо!»


Поэма «Хорошо!» - узловое произведение в творчестве В.В. Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. О революции можно написать по-разному: восхвалять или осуждать ее. Но она есть свершившийся факт российской истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь еще живы их последние свидетели и участники.

В.В. Маяковский считал, что будущим поколениям надо знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные акценты. Симпатии его, несомненно, находятся на стороне большевиков. Автор их не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика столкнувшаяся с процессом передела собственности. Прежде всего это кровопролитная гражданская война. В.В. Маяковский последовательно показывает, как одно трагическое событие влечет за собой другие. Голод, нищета, разруха, холод - вот те проблемы, с которыми столкнулись люди. В эгу смутную эпоху они хлебнули много горя.

Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюдателя. С судьбой родной земли у В.В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вместе со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях. Свою нищую, ослабленную войной родину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской революции), но каждая ее главка настолько явственно переносит читателя в изображаемый момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический дневник, ежегодные записи которого пополнялись именно в первые послереволюционные годы.

Название произведения отражает итог масштабных социально-экономических преобразований за десятилетие. Первоначально поэма имела грехчастное композиционное членение. Произведение имело заглавие «Октябрь», затем «25 октября 1917».

Главы поэмы были инсценированы для праздничного спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом оперном театре.

Поэма В.В. Маяковского «Хорошо!» - своеобразный учебник истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются реальные факты действительности. 11о жанру это лиро-эпическая поэма с четко прописанным сюжетом. Можно было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.

Каждая эпоха порождает своих героев. В.В. Маяковский в этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского, Подвойского, Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вниманием и имена членов Временного правительства Керенского, Милюкова, Гучкова. Родзянко и предводителей Белой армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко высмеян в произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца внушают лишь отвращение. Александр Федорович Керенский - представитель эсеровской партии. В состав Временного правительства он вошел в качестве министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Керенский был военным и морским министром, а с 8 июля 1917 г.

Министром-председателем, а также верховным главнокомандующим. В.В. Маяковский в поэме иронизирует над многочисленной сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и назначает. 25 октября 1917 г. Керенский, переодевшись в женское платье, бежал из столицы на машине американского посольства. Сначала он перебрался на Дон к атаману Каледину, а с 1918 г. жил за границей.

В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В.В. Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны, подчеркивает, что Керенский не сделал ничего для того, чтобы изменить самодержавную имперскую политику по отношению к своему народу, поверившему и поддержавшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца перед штурмом. А вот разбитый Врангель, прощающийся с родной землей, выглядит в произведении трагически жалким. В.В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотическому чувству, подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия белогвардейской «добровольческой армии» на юге России в апреле-ноябре 1920 г. Врангель происходил из прибалтийских баронов. Он был связан с кругами крупных помещиков и иностранного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после разгрома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага:

И над белым тленом,
Как от пули падающий,
на
оба
колена
упал главнокомандующий.
Трижды
землю
поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.

В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынужденных покинуть Родину после революции и умерших в эмиграции, страдая до конца дней от ностальгии.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интеллигенции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А.А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел реальную биографическую основу: В.В. Маяковский однажды встретил А.А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

Однако несчастный случай с блоковской библиотекой - всего лишь незначительная мелочь по сравнению с той полосой трудностей, с которыми пришлось столкнуться в последующие годы русской интеллигенции, оставшейся в России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой «На берегах Невы» подробно описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия. В.В. Маяковский в данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наоборот, подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент истории.

И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В.В. Маяковского - произведение светлое, оптимистическое. Все многочисленные трудности и проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за то, чтобы построить новое общество - общество социальной справедливости и благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были казаться эпохальные достижения этого периода. Таким образом, в основе композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.

Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта, 8-я, глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка главы: «Дяденька, что вы делаете тут, столько больших дядей?» — «Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей». Упрощенный плакатный показ цели, которой добивалась революция. Стих лишен ассоциативности, сведен к информативной функции, напоминает стиль плакатов РОСТА. Однако глава эта служит своеобразным мостом ко второй части поэмы. Свободный труд свободных людей прерывается гражданской войной, заговором империалистов против Советской республики. Рисуя картину интервенции и гражданской войны, Маяковский менее сдержан в выражении личного отношения к событиям и еще дальше от фактографии. Эпос окрашен лирическим присутствием. Местоимение «мы» все больше втягивает в себя «я». В «московских», «бытовых» главах дан как бы социальный разрез общества, выглядит он разнообразно и живописно: спекулянты, расставляющие сети «вокруг Главтопа»,- это люди, которые «обнимут, зацелуют, убьют за руп»; «секретарши ответственные валенками топают.

За хлебными карточками стоят лесорубы», мы. узнаем, что «первой категории» выдавали «фунт» хлеба; от лесорубов идет понимание ситуации, что если «есть захотелось, пояс — потуже, в руки винтовку и на фронт». В общий ряд персонажей поэт вписывает и себя, вписывает в ближайшее реальное окружение («…Лиля, Ося, я и собака Щеник»), рассказывает, как впрягается в салазки, привозит в дом полено дров, «забор разломанный», растапливает печку. Здесь начинается мотив, новый в творчестве Маяковского, новый в нашей поэзии — мотив патриотизма.

И здесь в проникновенных строках поэт скажет, что только «в этой зиме» ему понятна стала «теплота Любовей, дружб и семей», что только в таких условиях «поймешь: нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку», и что землю, «с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя». В самом деле: две морковинки и полполена березовых дров, предназначенные любимой, заболевшей от холода и недоедания; щепотка соли — сестре к Новому году; себе — «кусок конский» — все это трогательные детали уже личного, но и не только личного быта. Личная причастность к происходящему придает особую эмоциональность произведению, и лирическое течение поэмы набирает силу, чтобы не просто «дополнять» эпический сюжет, а и соперничать с ним, образуя равноправное жанровое единство.

Главный мотив требовал лирического развития. В нем звучит вызов тем, кто пребывает в сытости и довольстве и в равнодушном созерцании бедствия народного. Им «из нищей нашей земли» кричит поэт: «Я землю эту люблю». Напоминая о великой «боли» голодающего Поволжья, о великой беде России, он заявляет: «но землю, с которой вдвоем голодал,- нельзя никогда забыть!» Социальный разрез поэмы раскрывает противостояние сил на международной арене и внутри страны, из этого величайшего напряжения рождается вопрос: кто — кого? Лирический герой выходит из этой борьбы закаленным бойцом, патриотическое чувство его получает социальную окраску, ибо

…землю, которую завоевал и полуживую вынянчил… с такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть!

На этой высокой ноте заканчивается ряд «московских» глав, воссоздающих картины жизни молодой Советской республики в кольце блокады. К концу поэмы возрастает ее публицистический накал (эпизоды бегства интервентов из Крыма, конец гражданской войны). Картина эта целиком сюжетна, написана изобретательно, пластично, с характерными для поэмы сатирическими красками в изображении недругов революции. Причем в сатире Маяковский тоже избегает гиперболических образов, старается быть ближе к «говору миллионов», употребляет сниженную лексику («На рейде транспорты и транспорточки, драки, крики, ругня, мотня,- бегут добровольцы, задрав порточки,- чистая публика и солдатня»). А иногда достигает эффекта соединением в одной фразе разностильных лексических вариантов («Кадеты — на что уж люди лояльные — толкались локтями, крыли матюгом»).

Вздох сожаления, а совсем не иронию вызывают «оторванные от станка и пахот», тоже «в транспортах-галошинах» пустившиеся на поиски иллюзорного счастья вдали от родины… Эта горькая нота у непреклонного Маяковского прозвучала здесь впервые, время, видимо, приглушило некоторые связанные с эмиграцией эмоции.

Поэме «Хорошо!» по замыслу нужна была патетическая концовка. Она писалась к празднику, к десятой годовщине Октября. В 17-й главе, вводящей лирическое течение поэмы в сегодняшний день, т. е. приближающей его к октябрьскому десятилетию, Маяковский счел нужным заявить свою позицию: «Я с теми, кто вышел строить и месть…» Последними строками закрепил этот мотив: «…пою мое отечество, республику мою\» Бодрый финал поэмы («Я земной шар чуть не весь обошел…»), забегание вперед в показе успехов Советской власти могло вызвать и вызывало ироническое отношение. Критики поэмы видели в этом лакировку действительности. Если в 17-й главе Маяковский показывает трудный разворот социалистической стройки, как бы приводит ее реальные контуры сквозь гниющий сор, сквозь землю на сажень в глубину, через психологию крестьянина: «И меркнет доверье к природным дарам с унылым пудом сенца, и поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца»,- то в последней главе картина жизни предстает безоблачной и полной достигнутого довольства.

Попробуем же понять замысел Маяковского. Между 17-й и 19-й главами — реквием, посвященный павшим борцам революции. Святое место — Красная площадь. «И, как нагроможденные книги,- его мавзолей». А за ним — стена, знакомые имена: Красин, Войков, Дзержинский… «От трудов, от каторг и от пуль, и никто почти — от долгих лет» — ушли из жизни борцы революции. Их память тревожит совесть, их «тревоги отрава», какой она могла бы быть, какой она представляется поэту, взыскует к живым: «- Скажите — вы здесь? Скажите — не сдали?» Спрос идет строгий, и в общем он сводится к главному: «Достроит коммуну из света и стали республики вашей сегодняшний житель?» Поэт и в этой главе дает заверения, что «подросток-страна… крепнет, сильна и стройна», дает заверения твердо стоять на страже завоеваний революции. Но, возможно, ему показалось нужным дать более эффектный, более завершенный в действии ответ. Таким ответом стала 19-я глава.

Для нас, сегодняшних читателей, как, впрочем, и для немалого их числа в то время, более убедительным мог показаться ответ, данный Маяковским в стихотворении «Разговор с товарищем Лениным». В этом «разговоре» «не по службе, а по душе», разговоре откровенном, почти интимном, поэт честно «докладывает» о трудностях и недостатках в строительстве новой жизни, признается, что это «работа адовая», что в жизни нашей «много разной дряни и ерунды», что, наконец, «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг».

Анализ поэмы Маяковского «Хорошо!». Продолжение

Другие сочинения по теме:

  1. Маяковский Работал над поэмой «Хорошо!», когда лефовские идеи литературы «факта» и «производственного искусства» приходилось отстаивать в острой конкуренции, в борьбе...
  2. Поэма носит автобиографический характер. 1 Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и...
  3. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  4. «Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с...
  5. Стихотворение давно Уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского «Гуляем», созданное в 1925...
  6. Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала...
  7. На голове Маяковского ладонь солнца — священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: «Ныне отпущаеши!» Пусть глупые историки, науськанные...
  8. Теперь последим дальше за сюжетом, где Маяковский сводит и разводит двух героев в едва улавливаемой последовательности, и уже молодой двойник...
  9. В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена...
  10. Прием контрастного изображения характерен и для двух других произведений, написанных поэтом в 1925 году,- стихотворений «Гуляем» и «Что такое хорошо...
  11. Структура звукового строя «На холмах Грузии» заключается, следовательно, в преимущественном ассонировании на (о), осложненном, однако, внутренне противоборствующим ассонансом на (а)....
  12. За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок...
  13. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  14. Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться...

Ночь (стр. 23-24). - В автобиографическом очерке «Я сам» Маяковский отмечал, что это стихотворение - «первое профессиональное, печатаемое». О более ранних, «непрофессиональных», непечатаемых стихах поэта рассказывает в своих воспоминаниях его старшая сестра Л. Маяковская в книге «О Владимире Маяковском» (M., изд-во «Детская литература», 1968), а также друзья и знакомые поэта, знавшие его по Кутаисской гимназии.

Маяковский говорил, что «первое полустихотворение» относится к московскому периоду и связано с изданием нелегального журнала гимназистов «Порыв»: «Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв».

Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно... Не помню ни строчки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим достоинством», бросил вовсе» («Я сам»).

По свидетельству С. Д. Долинского, издателя альманаха «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы два «профессиональных, печатаемых» стихотворения - «Ночь», «Утро», Маяковский летом 1912 года написал несколько стихотворений, которые вскоре были им уничтожены. По прошествии ряда лет поэт отмечал, что его ранние стихи «наиболее запутанные, и они чаще всего вызывали разговоры о том, что они непонятны. Поэтому во всех дальнейших вещах вопрос о понятности уже встал передо мной самим, и я старался делать вещи уже так, чтобы они доходили до возможно большего количества слушателей». (Выступление в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 года.) В связи с этим следует иметь в виду то, что писала старшая сестра Л. Маяковская: «Многое в тогдашнем поведении Володи было лишь тактикой, единственно возможным в то время легальным способом борьбы с буржуазным искусством и строем».

Порт (стр. 24). - Первое заглавие - «Отплытие». Написано под впечатлением от Николаевского порта, где Маяковский был проездом в Новую Маячку (Таврическая губерния).

Уличное (стр. 24). - ...а сквозь меня на лунном сельдеснакала крашеная буква. - В раннем творчестве поэта иногда предметы (или их изображение), которые воспринимаются человеческим глазом в обычном состоянии покоя, даются в вихревом движении: сбегаются окна, извещая о начале азартной игры («Ночь»), скачут буквы вывесок («Уличное»), Предметный «динамизм» - характерная черта образной системы Маяковского.

Василиск. - Сказочный змей, дракон.

А вы могли бы? (стр. 25). - Ноктюрн (от франц. «nocturne» - буквально: ночной) - род небольшого лирического музыкального произведения.

В 1920 году Маяковский начитал стихотворение на фонограф.

Я (стр. 25 - 26). - Первое стихотворение из цикла того же названия, который вошел в первый литографированный сборник стихов Маяковского «Я1», включающий это и последующие три стихотворения. Тираж сборника составил 300 экземпляров: обложка - работы самого поэта, рисунки В. Н. Чекрыгина и Л. Ф. Жегина. В обзоре «Год русской поэзии» Валерий Брюсов писал: «...больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных В. Маяковским...» («Русская мысль», 1914, № 5). Книга была сразу же отмечена Горьким: «Вот возьмите для примера Маяковского - он молод, ему всего двадцать лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи. Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано настоящими словами» («Журнал журналов», 1915, № 1).

Шумики, шумы и шумищи (стр. 26). - Грум (англ.) - мальчик-слуга.

Рысак прошуршит в сетчатой тунике. - Имеется в виду шурша ние по мостовой дутых шин экипажа и нарядные (белые или цветные) сетки на рысаках, напоминавшие одежду (туники) древних римлян.

Адище города (стр. 26 - 27). - Первое заглавие - «Зигзаги в вечер».

Натe (стр. 27). - Первое стихотворение, прямо обличающее общество эксплуататоров. Вечер, на котором читал автор «Нате!»,

акончился вмешательством полиции. Об ошеломляющем воздействии чтения «Нате!» сообщает «Московская газета» от 21 октября

1913 года: «...Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики «долой!». Маяковский был непоколебим. Продолжал в том же стиле».

мне, грубому гунну... - Поэт демонстративно противопоставляет себя буржуазной «утонченной» публике.

Ничего не понимают (стр. 28). - Впервые под заглавием «Пробиваясь кулаками». Маяковский выражает свое презрение к «чистой публике»; «пробиваясь кулаками», искал новые пути нового искусства.

Послушайте! (стр. 28-29). - В 1920 году Маяковский записал стихотворение на фонограф (с изменениями). Об истории создания рассказывает С. С. Шамардина: «Возвращаясь однажды с какого-то концерта-вечера, ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?..» Он держал мою руку и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только непохоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Война объявлена (стр. 29-30). - Написано в связи с началом 1 августа (18 июля) 1914 года первой мировой империалистической войны. Маяковский читал это стихотворение 21 июля

1914 года на митинге у памятника Скобелеву в Москве. Скрипка и немножко нервно (стр. 30-31). - Тарелка - в данном случае: ударный музыкальный инструмент. Геликон - кольцеобразная медная труба с широким рупором.

Я и Наполеон (стр. 31 - 33). - Большая Пресня, 36, 24... - точный адрес семьи Маяковских, здесь поэт вместе с матерью и сестрами жил в 1913 -1915 годах; теперь в этой квартире Общественный литературно-мемориальный музей. ...у Ноева - московский цветочный магазин на Петровке, назван по имени владельца. ...я каждый день иду к зачумленным по тысячам русских Яфф - в 1799 году во время похода в Египет Наполеон посетил чумной госпиталь в Яффе... Тысячу Аркольских мостов! - в бою с австрийскими войсками Наполеон лично возглавил атаку (1796) и под огнем противника едва не был убит на мосту в итальянском мес течке Арколе. Мой нрик в граните времени выбит... тысячи пирамид! - перед «битвой при пирамидах» (1798) Наполеон воскликнул: «Солдаты, с высоты этих памятников сорок веков глядят на вас!»

Облако в штанах (стр. 37 - 57). - Поэма, по словам Маяковского, «начата письмом в 1913/14 году, закончена в 1915 году и сначала1 называлась «Тринадцатый апостол». В главе «Начало 14-го года» («Я сам») запись: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах». Поэму Маяковский закончил в первой половине 1915 года. Существует объяснение Маяковского в том, когда впервые он употребил выражение - «облако в штанах». «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я в целях доказательств какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря?.. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы» («Как делать стихи?»).

Мария - Мария Александровна Денисова (1894-1944), " явившаяся прототипом героини поэмы, дочь крестьянина из Смоленской губернии. Знакомство Маяковского с Марией, оставившее во всей его жизни глубокий след, состоялось в Одессе во время черноморского турне поэта. В. Каменский отмечал, в Денисовой «...высокие качества пленительной внешности и интеллектуальную устремленность ко всему новому, современному, революционному». О первой любви Маяковского, судьбе Марии рассказывается в очерке Владимира Воронцова и Владимира Макарова «Русская Джиоконда» (альманах «Поэзия», № 8, 1972. «Молодая гвардия»), а также в их заметках в журнале «Огонек», № 21, 22, май 1972).

«Лузитания» - имеется в виду английский пассажирский пароход, который был торпедирован 7 мая 1915 года германской подводной лодкой.

4 Заратустра - иранский пророк, по религиозному преданию, создатель религии народов Средней Азии, Персии. Азербайджана.

У Маяковского Заратустра - глашатай и проповедник, выступаю щий от лица массы.

Это возвело на Голгофы аудиторий Петрограда, Москвы, Одессы, Киева. - Голгофа - холм вблизи Иерусалима, на котором согласно легенде был распят Иисус Христос.

«Распни его!» - цитируются слова из Евангелия, в котором рассказывается, что в Иерусалиме существовал обычай по случаю праздника отпускать на свободу одного из узников. Римский наместник Пилат по случаю праздника предложил освободить Христа, оклеветанного первосвященниками. Толпа же потребовала казни Христа и попросила отпустить убийцу Варавву.

Сквозь свой до крика разодранный глаз лез, обезумя, Бур-люн - имеется в виду Д. Д. Бурлюк, знакомый Маяковского, который был слеп на один глаз.

«Пейте какао Ван-Гутена!» - по сообщениям газет, приговорен ный к смертной казни согласился крикнуть перед смертью: «Пей те какао Ван-Гутена!» За эту рекламу фирма обещала большое вознаграждение семье казненного.

Бисмарк (1815 -1898) - государственный деятель, который с помощью «крови и железа» объединял отдельные княжества в по-мещичье-буржуазную Германскую империю. Бисмарк способствовал развязыванию русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Галифе (Галиффе) Гастон (1830 - 1909) - французский генерал, жестоко расправившийся с героями Парижской коммуны 1871 года.

Азеф Е. Ф. (1869 -1918) - один из организаторов и руководителей партии эсеров, гнусный провокатор, начавший служить в царской полиции с 1892 года. Имя Азефа - синоним подлого предательства.

Поэт сонеты поет Тиане... - имя женщины в стихотворении Игоря Северянина «Тиана».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» - слова молитвы «Отче наш».

Тысячу раз опляшет Иродиадой солнце землю - голову Крестителя - по евангельской легенде, вокруг блюда с головой казненно го Иоанна-Крестителя танцевала не Иродиада, а дочь ее Саломея Маяковский же использует народный пересказ (апокриф) леген ды, в которой пляшет сама Иродиада.

Ки-на-пу - эстрадный танец.

Больше не хочу дарить кобылам из севрской муки изваянных

ваз - широкоизвестный завод в Севре выпускал особенно тонкие и ценные фарфоровые изделия. Ваза из муки - метафориче ский образ сердца, души.

Флейта-позвоночник (стр. 57-65). - Создавалась почти одновременно с поэмой «Облако в штанах» (закончена не позже ноября 1915 года.)

Гофман Эрнст Теодор Амадей - немецкий писатель и композп тор XIX века.

Как слоны стопудовыми играми завершали победу Пиррову.

Эпирский царь Пирр в битве при Сирисе в 280 году впервые при менил против римлян боевых слонов.

Бялин Хаим-Нахман (1873 - 1934) - поэт, писавший на древне еврейском языке.

Король Альберт (1875-1934) - бельгийский король. В 1914 году Германия, наступая на Францию, заняла всю Бельгию.

Сердце обокравшая, всего его лишив, вымучившая душу в бреду мою... - первоначально поэма вышла с посвящением «Лиле Юрьевне Брик». Л. Ю. Брик (р. 1891), урожд. Каган, - женп О. М. Брика (1888 - 1945). О быте Бриков, их сложных взаимоот ношениях, о своей громаде любви и ненависти поэт рассказывает в поэме «Про это» (см. также воспоминания Е. Лавинской в сб. «Маяковский в воспоминаниях родных и друзей». «Московский рабочий», 1968 и др.).

Надоело (стр. 66 - 68). - Впервые под заглавием «Лучше не называть», с иллюстрацией А. Радакова.

Анненский И. - поэт-декадент.

Рябое прочту... «Простое как мычание» - имеется в виду на звание первого сборника Маяковского «Простое как мычание», изданного в 1916 году, «Рябое» - от точек на месте цензурных пропусков.

Дешевая распродажа (стр. 68-70).- Пьерпонт Морган - американский миллиардер Джон Пирпонт Морган (1837 - 1913).

Себе, любимому, посвящает эти строки автор (стр. 70 - 71). - «Кесарево - кесарю, богу - богово» - видоизмененная цитата из Евангелия. Ответ, который, по легенде, дал Христос посланным от фарисеев на вопрос, кого следует почитать больше: бога или римского кесаря (императора).

Голиаф - по библейским легендам, богатырь-филистимлянин, у Маяковского - воплощение физической силы.

Последняя петербургская сказка (стр. 71- 73). - Стоит император Петр Великий - имеется в виду знаменитый памятник Петру I работы Фальконе на Сенатской площади в Петрограде.

Сказка о красной шапочке (стр. 73). - Кадеты - конституционно-демократическая партия либерально-монархической буржуазии в России, которая, прикрываясь либеральными фразами, боролась против революции.

Война и мир (стр. 74-78). - Впервые 5-я часть была опубликована в горьковском журнале «Летопись»; 3-ю часть поэмы Маяковский читал в редакции журнала в присутствии М. Горького. Цензура запретила ее публикацию, и в № 9 «Летописи» за 1916 год поэма была помещена в списке произведений, которые «не могут быть напечатаны по независящим от редакции обстоятельствам».

Нерон (37-68) - римский император; известен своей страстью к кровавым зрелищам, грандиозным театральным представлениям. Согласно легенде поджег Рим и любовался картиной пожара.

Человек (стр. 78 - 91). - В главке «16-й год» («Я сам»): «Окончена «Война и мир». Немного позднее - «Человек». В конце января 1918 года поэма читалась на вечере - «Встречи двух поколений поэтов» - на квартире поэта А. Амари. «Едва кончил Маяковский, с места встал побледневший от переживаемого А. Белый и заявил, что он даже представить себе не мог, что в России в это время могла быть написана поэма, столь могучая по глубине замысла и выполнению, что вещью этой двинута на громадную дистанцию вся мировая литература и т. д. ...Встал маститый И. Д. Бальмонт... начал читать сонет, и в этом сонете сквозь дружескую и отеческую похвалу звучала горечь признания сдачи позиций и отступления на второй план» («Дальневосточное обозрение», 1919, 29 июня).

«Здравствуйте, Абрам Васильевич!» - А. В. Евнин, знакомый Маяковского.

Из ниши, головы нобыльей, вылип - на Петроградской улице Жуковского в нише стены одного из домов размещалась лепная голова лошади.

Наш марш (стр. 106 -107). - На текст стихотворения композитором А. С. Лурье была написана музыка. В первую годовщину Великой Октябрьской революции «Наш марш» исполнялся военно-духовыми оркестрами на эстрадах, площадях, на Марсовом поле, при открытии памятника Карлу Марксу («Жизнь искусства», 1918, 20 ноября).

Хорошее отношение к лошадям (стр. 107 -108). - Впервые под заглавием «Отношение к лошадям» (газета «Новая жизнь», 1918, 9 июня). В том же номере опубликован очерк М. Горького об уличном происшествии в Петрограде: «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала на кучу торца; острые углы дерева впиваются ей в бока, переломленная оглобля колет в дутый живот. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Ее окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: - Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже».

Ода революции (стр. 109 - 110). - Блаженный... стропила соборовы... взрывают тысячелетия Кремля - собор Василия Блаженного во время боев с юнкерами, поднявшими контрреволюционное восстание после перехода власти к Советам, получил небольшое повреждение.

«Слава» хрипит в предсмертном рейсе - русский линкор, оказавший героическое сопротивление немцам во время боя в Моонзундском проливе (17 -19 октября).

Прикладами гонишь седых адмиралов... с моста в Гельсингфорсе (теперь Хельсинки) - имеются в виду волнения среди моряков-балтийцев в августе - сентябре 1917 года, вызванные предательской политикой Временного правительства, когда матросы расправились с несколькими контрреволюционными офицерами.

Обновлено: 2011-04-24

.

Полезный материал по теме

Владимир Маяковский - певец революции, который до конца был предан своей идеологии, а также всячески способствовал ее распространению. Пускай в своих произведениях он нередко критиковал общество своего времени, все его произведения пропитаны любовью и уважением к Родине. Поэт гордился тем, что был наблюдателем и участником изменений, которые повлекла за собой Великая Октябрьская революция. Один из трудов, в котором Владимир Маяковский затрагивает тему революции - поэма «Хорошо!». Ее разбор и произведет Многомудрый Литрекон.

Поэма «Хорошо!» написана в 1927 году к десятилетию Великой Октябрьской революции, соотечественники заслуженно считали эту поэму знаковой для тех времен. Сразу можно сказать, что Маяковский выразил свои чувства и переживания, как обычно, грубее, чем того стоило ожидать. Но произведение наверняка помогло автору избежать репрессий, которые в то время не щадили писателей и поэтов.

Но это было написано не из страха или алчности, ибо творец был идейным большевиком, который верил в светлое будущее новой России. Владимир Маяковский говорил, что люди должны помнить о жизни своих предков, и в своем труде отразил все важнейшие события того времени, показывая их настолько объективно, насколько это было возможно.

Жанр, направление, размер

Репертуар Владимира Маяковского - это настоящий футуризм. Все его стихи узнаются с первого взгляда, ведь он использовал тонический способ стихосложения и затрагивал концептуально новые темы. Сама идея революции, грубая и резкая эстетика честного бранного слова, обилие окказионализмов, вечное движение и необычайные размеры, оригинальные и, можно сказать, небывалые словосочетания - всё указывает нам именно на данное течение в рамках модернизма.

Жанр поэмы - лиро-эпический, хотя настолько точная историческая составляющая работы позволяет назвать её «поэма-хроника».

Образы и символы

Эпоха, о которой нам говорит Маяковский, была богата своими героями.

  • Милюков (лидер партии кадетов) и Кускова – образы отжившей эпохи, которых высмеял поэт, используя для юмористической переработки сцену из «Евгения Оненига», где Татьяна поверяет няне сердечные тайны. Только персонажи Маяковского говорят о милой старине, которую любят больше всего на свете. Они жаждут вернуть былое, но бессильны погасить бунт водой своего красноречия и от этого еще более жалки. Кускова, богатая дворянка, признается в любви к Керенскому, что означает удобство его режима для буржуазной элиты, которая печется только о своих доходах. И вправду, реальную историческую личность поддерживали обладатели капитала.
  • Казаки – в их речах свозят типичные разговоры того времени. Социализму вменяли в вину то, что лез без очереди. Сначала, согласно теориям, должны были быть пройдены другие ступени, нужно было сформировать иную культуру, а с национализацией капитала и земли вообще необходимо было повременить. Но все эти отговорки Маяковский высмеивает, ведь у народа к тому моменту больше не было терпения и силы ждать, а буржуазия все равно не отдала бы власть и деньги добровольно, сколько не продлевай ожидание.
  • Александр Блок . Автор сатирически изобразил образ типичного интеллигентного дворянина, который жалеет свое добро и утраченное господство. Пожар в его библиотеке – символ перемен в искусстве, романтическое, оторванное от народных нужд прошлое «сбрасывают с корабля современности» вместе с «Незнакомкой» Блока.
  • Колчак, Краснов, Врангель – белые командиры, наступающие на революционное движение с окраин. Их поэт обвиняет в трусости, жестокости и лицемерии, ведь в пути эти господа «загребают жар чужими руками» и не жалеют чужих жизней, чтобы сберечь свою власть.

Особое внимание поэт уделил Александру Федоровичу Керенскому, которого буквально обсмеял в своих строках. Так, автор сравнил политика с сорокой, которая много говорит попусту. При этом вертлявая птица сверкает «бонапартьими» глазами, то есть ей присущи амбиции лидера. Но поэт подтрунивает над этой напускной значимостью, называя Керенского «присяжным поверенным», который незаконно и незаслуженно растянулся на постели царицы. Он не может быть народным вождем, потому что действует старыми жандармскими методами, симпатизирует бывшей правящей элите и готов разгонять и попирать простой люд. За несправедливость и продажность история приговорила выскочку к поражению, но на фоне этого афериста Маяковский блистательно вывел систему положительных образов.

  1. Образ революции представлен не только бунтующим, но и строящим. Разрушая, переворот строит новое взамен ушедшего, в этом и состоит созидательная сила этого порыва к свободе. Захват Смольного показывает героическую сплоченность простых людей в борьбе за свои права. Нашлось место и легендарному крейсеру Авроре, который пришел на помощь бунтовщикам.
  2. Новое искусство готово распять карандаш на бумаге, то есть принести себя в жертву идее обновления общества и всего мира. Оно не будет таким, как прежде, и автор говорит о краткости и актуальности нового творчества, сравнивая его с телеграммой и противопоставляя его былине. Оно вдохновляет людей быть не обывателями, а воинами во славу прогресса.
  3. Образ партии автор тоже обогатил точными описаниями. Она – сила, созданная для простого человека, крестьянина и рабочего. Только большевики смогли тогда объединить мощь и сознание трудового народа и направить его на борьбу с буржуазным правительством Керенского. Основные постулаты нового строя и возражения в их адрес поэт изложил доходчиво, возвышая идеологию Советов и унижая ее противников. Труд теперь свободен, рабочие и крестьяне завладели страной, а разница между нациями, бедными и богатыми упразднена за ненадобностью. Кроме того, творец восхищается выдержкой большевиков, которые сражались, несмотря на голод.
  4. Родина. Ее автор очеловечивает: она голодает и терпит невзгоды с ним. Эту землю, скупую на ласку и дары природы, он щедро поливал кровью и выкармливал трудом. Именно поэтому она так ему дорога.
  5. Красин, Дзержинский, Войков – советские офицеры, воинские подвиги которых восхваляет автор.
  6. Вся поэма предстает перед нами от лица лирического героя , который является выходцем из народа и испытывает все тяготы на своей шкуре. По языку произведения видно, что автор ассоциирует себя с простым городским работягой, который судит старый мир веско и справедливо. Но никакие трудности не меняют его чувств к родине - в произведении видно, что он ни за что её не предаст.

Темы

  1. Основная тема поэмы - революция , тяжелое, но необходимое и героическое событие для страны. В произведении ярко передано настроение изменений в каждый отдельно взятый исторический период. Каждая из 19 глав рассказывает об отдельных событиях, показывая и раскрывая героев революции и их действия в той или иной ситуации. Переворот стал переломным моментом в судьбе России, навязал народу новые ценности и ориентиры, и его роль в нашей истории сложно переоценить.
  2. Строительство нового государства . Автор показал трудности и отрадные моменты создания, ведь на смену старому трухлявому миру пришел обновленный и прогрессивный век технологий, равноправия, справедливости и народного братства. Радость совместного труда пропитала строки, очевидна гордость патриота, который гордится преобразованиями в своей стране.
  3. Патриотизм . Маяковский очень любил родину и нянчил ее, разрушенную, сломленную боями, как дитя. Эта земля голодала и воевала с ним, она шла вместе со своими преданными сынами в битву ради светлого будущего, она же поощряла их труд, давала урожай. Россия – героиня, которая была на стороне народа.

Если чего-то не хватает, напишите в комментариях, что добавить)

Проблемы

  1. Гражданская война . В результате бойни за власть погибли сотни людей, причем обычных, простых работяг, ведь элита никогда не шла под пули сама. Но из-за жадности и алчности старого мира новый едва не захлебнулся в крови. При всей гуманности и аристократичности речей белого офицерства, эти воины грабили, насиловали и убивали своих же сограждан без сожаления (хотя и красные делали то же самое).
  2. Голодные и нищие годы . В ходе войны большие города были отрезаны от продовольствия, люди гибли от холода и голода без двор и продуктов. Особенно трогательно герой описывает худобу и нездоровье своей возлюбленной, которая он преподносит две морковки и полено вместо конфет и цветов. Но, несмотря на это, горожане были готовы отстаивать свои идеалы до конца.
  3. Продажность и антинародность политики . Автор высмеял многие политические движения того времени, подчеркнув общую черту – все они обслуживали буржуазию, которая хотела лишь сохранения своего капитала, а вот состояние народа никогда ее не интересовало.

Скажите, чего не хватило, и все недостающее напишем.

Смысл

Идея, которой произведение пропитано от начала и до конца - необходимость и справедливость революции. В ней автор видел борьбу народа за свои права и свободы, которые попирались элитой веками.

Но, кроме радужных надежд и похвал, здесь показана трагедия всей России. Каждый человек, который участвовал в этом историческом событии, страдал. Основная мысль произведения в том, чтобы провести читателя сквозь те года и показать, каких усилий стоило людям выживать, трудиться, любить в такое тяжелое время. Оно не было виной отдельной думской фракции, переворот и последующую бойню повлекли за собой случайные разрозненные события, которые, цепляясь друг за друга, превратились в ужасный клубок. Все тяготы, которые свалились на голову людям, просто долгое время накапливались и вылились на эту сумбурную, кровавую и жестокую эпоху.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности в поэме приобретают новый характер - Маяковский вводил особенные приемы для своего материала. Используются здесь и постоянные приемы поэта, такие как снижения стиля или использование новой лексики.

В поэме имеет место появление песен (Эх, яблочко, цвета ясного. Бей справа белаво, слева Краснова) и различные поговорок (Ножичком на месте - чик лютого помещичка). Добавляется и свой смысл к метафоре, это можно заметить в отрывке «А в двери - бушлаты, шинели, тулупы», где показано единство всех сословий простого рабочего народа.

Если Вам чего-то не хватило в этой работе, пишите в комментариях, добавим.

Это было с бойцами, или страной,

или в сердце было в моем.

В.Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того времени”. К этому произведению о революции, Родине, о людях и их будущем поэт шел целое десятилетие. Маяковский оттачивает свое мастерство на первом этапе замысла, создавая пьесу “ Мистерия-Буфф ” и поэму “150.000.000”, но тема революции и народа в этих произведениях раскрывалась обобщенно, схематично.

Следующим решающим этапом была поэма “Владимир Ильич Ленин” - произведение, свидетельствующее о том, что поэт нашел свой путь в новом искусстве. Только после этого Маяковский приступил к созданию поэмы “Хорошо!”. Она состоит из девятнадцати небольших глав, каждая из которых - эпизод многообразной жизни народа России накануне революции, в революции, после нее. Автор не стремился в точном порядке воспроизвести отдельные факты, для него важнее показать, в какой мере эти факты выявляют особенности народной жизни, отношение людей к партии, Родине. Первая глава - вступление. Последующие восемь глав - практическая реализация замысла о раскрытии сути Октября, о важности его в жизни народа.

“Кончайте войну!

Довольно!

голодном году -

невмоготу.

“народа -

Восьмая глава завершается картиной субботника, она показывает новое отношение людей к труду, складывающееся после революции:

Социализм:

свободный

свободно

собравшихся

С самого начала отношение нового человека к Родине противопоставлено взглядам “Национального трутня”, поэт показывает, в каких условиях рождались и крепли новые качества души освобожденного революцией народа. И рефреном звучат слова:

завоевал

и полуживую

вынянчил,

где с пулей встань,

с винтовкой ложись,

где каплей

льешься с массами, -

на жизнь,

на праздник

и на смерть!

В семнадцатой-девятнадцатой главах дается лирическое заключение, выражающее твердую уверенность автора в светлом будущем Родины, в том, что счастье человеку труда может дать только социалистическая страна. Поэма завершается гимном этой стране, “земле молодости”.

весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество,

республику мою!

В центре поэмы - защитники революции, каждый из образов поэмы предельно индивидуализирован: в одних случаях удачно найденной деталью - “А в Смольном, в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки”, в других - особенностью речи - “Я, товарищи,- из военной бюры. Кончили заседание - тока-тока”. Отстояв завоевания Октября, страна приступила к залечиванию ран:

Вспомнили -

непахано,

недожато у кого,

доменные

топки да зори.

Поэт говорит о своей кровной связи с Советской Родиной. Сейчас эта поэма может восприниматься как утопия, интересная с исторической стороны.