Конспект — урок по литературному чтению с. А

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Что такое гостиная?

Учащиеся . Это комната, где принимают гостей.

Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся . Предположения учеников.

- Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и музицировали.

Вот и мы с вами попадем в такую гостинную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

Давайте определим, о чем мы сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

Ребята прочитайте слова. Они помогут определить тематику этого и нескольких последующих уроков.

вьюжная

морозная снежная

суровая нарядная

студеная

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима. Декабрь. Ученики определяют тему раздела и последующих уроков по опорным словам.

Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?

Любите ли вы сами зиму?

Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.

Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)

А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).

Несколько дней назад вы получили задание: побыть сочинителями и художниками. Одна группа должна была показать словом, какой она представляет себе зиму, другая в виде рисунка. Давайте посмотрим, что получилось.

Чтение детьми мини-сочинений, рассматривание иилюстраций.

В какой форме ваши произведения? Проза и стихотворение.

Легко давать описания природы?

Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.

Как узнать, любят ли поэты и писатели, произведения которых мы будем читать на уроках зиму?

Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

Сегодня на уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским поэтом - Сергей Александрович Есенин.

Рассказ учащегося.

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове (ныне село называется Есенино) Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Учился он хорошо, особенно ему удавалось чтение стихов наизусть. Старшие хотели, чтобы Сергей стал учителем, однако сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи он начал сочинять рано.

«Стихи писать начал лет с девяти, - вспоминал он позже.

Решив связать свою жизнь с литературой, в 1912 году Есенин приехал в Москву. Здесь он работает в типографии, вступает в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград (нынешний Санкт – Петербург), где быстро приобретает громкую славу среди поэтов своего времени. Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

Поэт Николай Браун посвятил Есенину своё стихотворение.

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.

Что вы увидели «внутренним взором»?

Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

Как вы думаете, для чего поэт его написал, чтобы мы грустили? Или он хотел показать что-то другое? (Хотел показать природу зимой).

В процессе чтения, мы будем разбираться, с помощью каких изобразительных средств, поэт создает образы, а также определим,

Вспомним средства выразительности, которые мы с вами изучали. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке.

– Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).

- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет ).

Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).

– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение) .


- Перенесение свойств одного предмета на другой. (
Метафора ).

Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.

А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

    Поет – сильно дует

    Аукает – перекликается

    Сосняк – собирательное, сосновый лес.

    Ковром шелковым – мягким ковром

    Сиротливые – без родителей

    Озябли – сильно замерзли

    Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

    Вихри – порывистые круговые движения ветра

Переверните листы на своих столах. Это текст стиховорения. Сколько в нем строф, т.е. частей? (4)

В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.

Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима) .

Как выглядит зима?
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (поёт, аукает, баюкает - Олицетворение)

Как изображены облака?

Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. («1.Глубокая тоска».)

Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка ).

Как вы думаете, почему облака седые?
- Можно ли сказать, что облака очеловечены?

Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много).

Какое изобразительное средство использует автор? (эпитет)

Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ Звон стволов промёрзших сосен ).

Давайте, запишем в таблицу, какой в этом строфе нам автор показывает зиму, и какое настороение создает.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

Прочитайте первое предложение 2 строфы.

Кто главнй герой? (метелица)

Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется).

Какие литературные приемы здесь использует автор? (олицетроврение, метафора).

Какова роль союза но в образе метелицы? (зима легкая, воздушная, но холодная)

Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
- Какое главное чувство здесь испытывает автор? (Тревога).

- Запишем в таблицу образ зимы, настороение и чувства.

Прочитайте вторую строфу, передавая любование природой и тревогу за воробьев.

Какие нежные слова находит поэт для пташек?
-Какой литературный прием использует? (эпитеты).

Почему же пташки бедные и голодные? (зима сердитая и злая).

Почему они жмутся поплотней? (от холода и им немного страшно).

Найдите прием звукописи, чтобы передать, как воробышкам холодно.

Почему им может быть страшно? (вьюга злится, бешенно стучит).
-Как вы относитесь к воробышкам? А поэт? (с жалостью и сочувствием).

(Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

Какой приём применил автор? (Звукопись).
- В 3 строфе появляется более мощный образ зимы: была метелица, теперь уже вьюга. Как вы думаете, для чего это автор делает? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам)

Для чего Есенин рассказывает в своём стихотворении о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (показать власть зимы, её силу и могущество)

Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (невсесильная, весна сильнее)

Какой приём он использует, противопоставляя зиму и весну? (приём противопоставления, контраста в живописи) (противопоставление)

Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.

Давайте, посмотрим на таблицу, какой образ зимы представил нам автор?

Парус – интонация, она передает настроения и чувств; соблюдение тнеобходимых пауз.

штурвал – ключевые слова, которые мы выделяем, голосом при чтении, т.е. делаем логическое ударение.

винт – скорость чтения.

Обозначим паузы, поставим логическое ударение.

Какую скорость чтения мы будем соблюдать?

Помните, в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость.

Что обязательно нужно понять, когда читаешь стихи? (Настроение, чувства автора, основную мысль произведения).

Какова же основная мысль этого произведения?

(Красота природы, разнообразие характар зимы)

Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Поэтому многие из его стихов положены на музыку.

Подчеркните слова в тексте, которые позволят нам услышать зиму.

Прочитайте их.

А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

Что вы открыли для себя в его стихах?

Выразите свое понимание прочитанного стихотворения при помощи баланка блиц-опроса.

Есенину удалось в одном стихотворении показать такую разную зиму. Передать разнообразие настроений и чувств. А какую гамму чувств можно наблюдать, читая стихи разных поэтов. Что мы и продолжим на следующих уроках в нашей литературной гостинной.

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

Наступила зима, многим птицам может быть также плохо.
Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

Мы начали сегодняшний урок с определения своего настроения. Показывали его с помощью мимики.

Покажите, с помощью мимики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в тетради.

План - анализ лирического произведения.

    Какое настроением проникнуто стихотворение?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    О ком (или о чём) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно?

    Какие строчки напоминают вам сказку?

    Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи?

    Что хотел показать поэт нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

Дополнительное задание (на выбор)

Выучить одно из стихотворений.

Написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек.

Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, метапредметность. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Во 2 классе на тему:

С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

Выполнила учитель начальных классов

Коско Е.В.

Результаты деятельности :

Личностные результаты -

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты :

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К .Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П .Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты : учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.

Цель урока:

Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».

Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.

Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

Учить заботиться о птицах.

Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.

Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть,Э.Э.Кац.

Портрет С.А.Есенина.

Картины зимней природы, игр детей зимой.

Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина

Раздаточный материал: лист самооценки

Карточки с литературными терминами.

Ход урока: (Технологическая карта урока)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Кто здесь хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами.

Определение времени года через загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Какое это время года? (Зима)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

2.Работа с картинами

Слайд 1 -Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» . Какие чувства у вас возникли? Что вы себе представили?

В чём различие картин?

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Что вам очень нравится зимой?

А что вы зимой очень не любите?

Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.

На картине «Зима» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

3. Формулировка темы урока учениками.

Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме. А вот с чьим стихотворением?

Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: Слайд 3

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина. Слайд 4.

Стихотворение называется «Поет зима – аукает…» Слайд 5

Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?

(о суровой зиме)

Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.

4. Работа над произведением.

А)Работа с текстом до чтения.

Откройте учебники на с.127

Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

Слушаем музыку зимы. Слайд 6

(Включение звукового эффекта - метель.)

Предположите, какое стих. по настроению?

Изображать природу можно по-разному:

Художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей

Есенин нарисовал картину зимы словами.

Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение.

Какое настроение у вас возникло?

Почему?

Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)

В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

Прочитайте, что делает зима?

Это живой предмет?

А что с ним делает Есенин?

Этот прием называется… олицетворение.

Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? Слайд 7

Словарная работа.

Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? Слайд 8

Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)

Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

Этот литературный прием называется … олицетворение.

При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.

Чтение 2 строфы.

Обратите внимание на ударения.

Опишите словами, какую картину представили.

Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

С кем сравнивает воробьев? Почему?

Этот прием называется… сравнение.

С каким чувством прочитаем эти строки?

Физминутка.

Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

Что вы представили? Слайд 10

Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова – синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели). Слайд 11.

Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

Что такое ставни?

Бешеный рев вьюги – это какой рев?

Выразительное чтение 3 строфы.

Чтение 4 строфы.

Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

Что хорошего?

Как прочитаем слова о весне?

Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним?

Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги?

- «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения)

О чём мечтают воробышки?

Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

На кого похожа весна у Есенина?

Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой)

Ответы детей.

Ответы детей.

4 строфы

(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)

(плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)

Детки сиротливые.

Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка. Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения.

Ответы детей.

Ответы детей.

(он спрятал их от холодной вьюги)

(у мёрзлого окна)

(окно, покрытое морозными узорами

(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

5.Работа над выразительным чтением стихотворения.

Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение?

Все ли одинаково?

А где будем делать небольшие остановки при чтении?

Выразительное чтение и самооценка по плану: Слайд 12

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)

(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.

6. Беседа о С.А.Есенине.

7.Слушание Кантаты-пьесы.

В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Слайд 13 Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России . Слайд 14 Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: « Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах.»

«Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Какие стихи Есенина вы знаете?

Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

Повторное чтение стихотворения.

А теперь послушайте какую музыку-пьесу к стихотворению Есенина написал Свиридов Георгий Васильевич – русский композитор.

Ответы детей

Чтение стихотворений наизусть. В ожидании зимы, Берёза, Зима, Бабушкины сказки

8.Рефлексия деятельности

Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?

Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а сейчас знаете?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.

Учитель читает стихотворение В.Скифа)

За окном продрогшего

Вижу воробья.

Где твой дом воробышек?

Где твоя семья?

В поле за сугробами -

Темень, холода.

Воробей - воробышек,

Где твоя еда?

Зачирикал крохотный:

Что найду - еда!

Прыгаю да охаю

В злые холода.

За окошко брошу я

Сладкий пирожок:

Прилетай, воробышек!

Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

9. Домашнее задание

слайд 15

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».

10.Оценочная деятельность

Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку. СПАСИБО ЗА УРОК!

Предварительный просмотр:

ОЗЯБЛИ - замёрзли, застыли, продрогли, окоченели

Работа в группах. 1 группа. Найти олицетворение. 2-3 группа. Найти сравнение.

Взаи мооценка по плану: 1. Выразительно ли читал. 2. С чувством ли читал. 3.Эмоционально ли читал. 4. Соблюдал ли нужную интонацию. 5. Правильно ли выдерживал паузы. 6. Правильно ли ставил логические ударения. 7. Были ли ошибки в словах.

Домашнее задание: По выбору: -подготовить выразительное чтение стих.; - выучить стих. наизусть; -нарисовать иллюстрацию к стих; -написать мини-сочинение «Воробышки»;


Пояснительная записка.
Урок литературного чтения проведён 24 января 2012 года во 2 «В» классе коррекционно – развивающего обучения 7 вида МКОУ СОШ №7 города Слободского Кировской области.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Школа России» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Р. Шанько. Автор учебника «Литературное чтение» - Л.Р. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2007 г. Курс рассчитан на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю.
Уроки литературного чтения по этому курсу призваны решать важные задачи для нашего общества.
Основные образовательные задачи:
Научить детей осознанному грамотному чтению.
Умению анализировать литературные произведения.
Умению понять основной замысел каждого произведения, его идею.
Умению «видеть» то, что хотел донести до читателей автор.
Кроме того, уроки литературного чтения призваны решать важнейшие воспитательные и развивающие задачи. К сожалению существует проблема: дети моего класса недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения, особенно стихи, не понимают сути произведения, в недостаточной степени владеют грамотным осознанным и выразительным чтением. Анализируя технику чтения обучающихся своего класса, я обнаружила, что качество выразительности чтения составило всего 9 % и осознанности чтения 15 % на конец первого класса.
Для решения проблемы на уроках по литературному чтению в свое м классе систематически использую разные виды упражнений по формированию навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, применяя технологии обучения чтению ученых, педагогов – новаторов: технологию оптимального чтения В. Н. Зайцева и И. Т. Федоренко - И. Г. Пальченко, технологию развития оперативного поля чтения, антиципации и метод динамического чтения М. И. Омороковой, Шульте и Г.Г. Швайко.
Урок по теме «С. А. Есенин. Поет зима – аукает» включен в раздел «Люблю природу русскую», в первую часть – «Зима».
Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока:
Организационный момент:
эмоционально – психологический настрой в стихах.
Проверка домашнего задания:
использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
Подготовка к основному этапу:
метод: репродуктивный, частично – поисковый. Составляют из слогов пословицу. Выполняют упражнения на постановку правильного дыхания, развитие интонационных средств выразительности речи.
Изучение нового материала:
методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный;
демонстрация компьютерной презентации;
антиципация по названию, иллюстрации;
словарная работа, первичное чтение, проверка первичного восприятия.
Физкультминутка.
Релаксация с помощью мультимедии.
Анализ произведения:
методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий;
чтение стихотворений по «цепочке»
анализ содержания стихотворения, словарная работа, определение художественных средств поэтического языка;
составление «партитуры чтения»;
подготовка выразительного чтения, конкурс чтеца.
Подведение итогов урока:
методы: репродуктивный, словесный.

Рефлексия:
приемы: карточки с изображением воробьев, веточки красная и зеленая на доске;
самооценка и выявление эмоционального состояния каждого ученика.
Информация о домашнем задании:
Дифференцированные задания.
В результате анализа проведенного урока, отмечается хорошая работоспособность учащихся, умение грамотно анализировать и читать поэтическое произведение, заинтересованность в выполнении каждого задания, положительный эмоциональный настрой, эффективность использования предложенных материалов к каждому этапу урока.
Использование на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приемы учебного сотрудничества и личного общения. Все задания были направлены на усиление глубины умения анализировать поэтическое произведение, выразительно его читать, делать выводы.
Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке. Всем учащимся были поставлены оценки за выразительное чтение стихотворения. Результатом был составлен альбом из рисунков детей.

Конспект урока.
Тема: С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»
Цели:
Образовательные:
познакомить с произведением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает»;
создать условия для восприятия и осмысления стихотворения;
продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.
Развивающие:
развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные и информационные умения.
Воспитательные:
воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», предметные картинки воробьев для рефлексии, индивидуальные карточки «Средства поэтического языка», карточки – опоры «Средства выразительной речи», компьютерная презентация, мультимедийное сопровождение, учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), карточка – памятка «Работа над лирическим стихотворением».
Ход урока.
Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела,
Какое время года прилетело? (Зима)
- Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Вот репродукция И. Грабарь «Зимний пейзаж» (слайд 1)
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Спокойствие, волшебство, умиротворение.)
- А теперь покажите, как вы приготовили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».

Проверка домашнего задания.
Рассказывают друг другу (работа в паре).
Читают у доски два ученика.
Ребята и учитель оценивают ответы учеников.
- Ребята, хотите читать еще стихи? Для этого нужно провести речевую разминку, чтобы читать стихи выразительно.
Подготовка к основному этапу урока.
Речевая разминка (приложение 1.)
- Выполним упражнения для дыхания:
Задуть свечу (на 3 выдоха, на 2, на 1)
Понюхаем цветок.
«Морзянка» (вдох ртом, выдох через нос, ударяя пальчиком по носу)
- Выполним упражнения для развития голоса. Соберите пословицу (слайд 2) ТИТЛЕ РЕЦСКВО МЕЗИ НЕЦКО
- прочитаем пословицу, изменяя:
Темп речи.
Силу голоса.
Высоту голоса.
Тон.
Переставляя логическое ударение.
Изучение нового материала.
- Ребята, давайте снова отправимся в чудесный мир поэзии и познакомимся со стихотворением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает», для которого самым дорогим местом на земле была Русь.(слайд 3)
- Сформулируйте цели нашего урока. (1. Познакомиться со стихотворением Есенина «Поёт зима – аукает..»
2. Проанализируем его.
3. Учиться выразительно читать стихотворение.)
Знакомство с биографией автора.(слайд 4)
Подготовка к восприятию нового произведения.
- Откройте учебники и найдите стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает»
3. Антиципация по названию иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это будет стихотворение о зиме, зимней природе, красоте, о воробышках)
- Знаете ли вы, что первое название этого стихотворения «Воробышки», а второе «Поет зима – аукает»
- Что выразил поэт первым названием своего стихотворения «Воробышки»? (Нежность и любовь к птичкам)
- Воробышки – это уменьшительно – ласкательное слово, называя птиц – воробьев.

4. Словарная работа (слайд 5).
Поёт – сильно дует.
Аукает – перекликается.
Стозвоном – звон 100 сосен (автор).
Ковром шелковым – мягким ковром.
Сиротливые – без родителей.
Озябли – сильно замерзли.
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол.
Вихри – порывистые круговые движения ветра.

6. Повторное чтение.
1. Чтение по цепочке.
2. Анализ стихотворения. Выборочное чтение.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, сколько в нем частей? (4 части)
- в стихотворении четыре строфы – это четыре картины, и в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средство выразительности.
- Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

VI. Анализ произведения.
- Почитаем первую строфу. Кто главный герой? (Зима)
Стихотворение начинается словами «Поет зима – аукает..»
- А как зима поет песни? (Хрустит, звенит, воет)
- Когда вы прочитали слово «мохнатый», какой лес вы представили? (Хвойный лес, засыпанный снегом)
- В этой строфе мы встретили слово СТОЗВОНОМ. Это слово придумал сам Есенин. Догадайтесь, как он образовано? (Сто звонов)
- Если в морозный день вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит.
- Что автор хотел выразить этим словосочетанием? (Слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен)
- А как это зима «аукает» этими звуками? (Как – будто деревья перекликаются друг с другом)
- Почему этими звуками можно убаюкивать лес? (Они негромкие, приглушенные)
- Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака! Как плывут облака? (Медленно, лениво, видимо, есть небольшой ветер)
- Почему автор назвал облака седыми? (Так они сероватые, пушистые)
- Почему они уплывает в далекую страну? (Зима им не нравится)
- Как должны прочитать первую строфу? (Напевно, плавно, негромко, немного грустно)
- Какой прием использует поэт при описании зимы? (Олицетворение: поет, аукает, баюкает)
- Приготовьтесь выразительно читать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промерзших сосен, глубокую тоску облаков. (Работа в парах). (слайд 6)
- Опишите словами, какая картина возникла в вашем воображении?
- Прочитайте первые три строчки этой строфы.
- Что такое МЕТЕЛИЦА? (Сильный ветер со снегом, вьюга)
- Что означает выражение «А по двору метелица ковром шелковым стелется? (Снег переливается, как тонкая, блестящая ткань)
- Какой прием использовал автор? (Метафора: ковром шелковым)
- Да, красивую картину мы увидели, но поэт добавляет: «Но больно холодна!» Почему? (Есенин описывает красоту зимы и в тоже время подчеркивает ее суровость)
- Как эти строчки надо прочитать? (С восхищением, с интонацией красоты и суровости зимы)
- О ком автор еще пишет в этой строфе? (О воробышках)
- Найдите сравнение, которое применяет автор к воробьям? (Как детки)
- Назовите эпитеты? (Игривые, сиротливые)
- Что значит сиротливые? (Некому защитить, обогреть, греются друг о друга.
- Почему Есенин сравнивает с воробушков с детками сиротливыми? (Они несчастные, им холодно, зима, как мачеха, неласкова, сурова)
- Почему Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожимся за них)
- Как прочитаем эти строчки? (С интонацией сочувствия, жалости, тревоги)
- Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в парах)
- Прочитайте 3 строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (жалость, слайд7)
- Какие нежные слова находит поэт для птичек? (Пташки – маленькие птички)
- Как вы представляете себе воробышков? (слайд 8)
- Воробей - слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.
- Почему так жалко птичек поэту? (Им холодно, голодно и немного страшно)
- Как эти строчки нужно читать? (С жалостью, с болью)
- Почему воробышкам может быть страшно? (Вьюга злится и бешено ревет)
- Какие приемы использует автор при описании вьюги? (Олицетворение – стучит, злится. Метафора – с ревом. Эпитет – с ревом бешеным)
- Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе? (Для усилия холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение изменилось к зиме)
- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках
- Какой прием применил автор? (Звукопись)
- Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь в стихах воробышков и бешенство вьюги. (Работа в парах)
- Прочитайте последнюю четвертую строфу и подумайте, о чем мечтают воробышки? (О весне)
- Какой прием использует здесь автор? (Инверсию)
- Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет)
- Какое чувство преобладает в этой строфе? (Надежда)
(слайд 9)
- Как мы прочитаем четвертую строфу? (Мечтательно, с надеждой, немного грустно)
- Какой литературный прием использовал поэт, чтобы полнее и ярче показать различие зимы и весны? (Контраст)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы выяснили, какие средства выразительности использует автор, и каковы чувства каждой строфы. А теперь подумайте, в каком темпе будете читать это стихотворение?
- Расставьте карандашом знаки, где будете делать остановки, подчеркните слова, которые нужно выделять голосом при чтении. (Пользуйтесь карточкой – опорой)
- Составьте «партитуру» чтения.
- Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора.
8. конкурс чтецов.
- Выразительное чтение стихов.
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт? (Оценивание ответов учащихся)
VII. Подведение итогов урока.
- Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке?
- Сергей Александрович с нами говорил о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробышек и не дает им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
- У десятков поэтов – свои воробьи, свое к ним пристрастие, свое отношение. Живи, удивительный дружок – воробей, радеет всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.
(Учитель читает стихотворение В. Скифа)
За окном продрогшего
Вижу воробья.
Где твой дом воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами –
Темень, холода,
Воробей – воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
- Что найду – еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
- Прилетай, воробышек,
Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится акция «Покормите птиц!» В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть «Воробышкин день». Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их. Смастерите кормушки и кладите в них корм. (слайд 10)

VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьев. На доске изображены две веточки красная и зеленая. Возьмите картинку воробья, поместите ее на зеленой веточке, если вы оцениваете свою работу удачно.
Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

IX. Информация о домашнем задании. (слайд 11).

Выучить наизусть стихотворение. (приложение 3.)
Дополнительно по желанию на выбор:
Написать мини – сочинение «Воробышки».
Найти стихи о воробьях других поэтов.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Сочинить свое стихотворение или загадку про воробьев.

Приложение.
Карточки – опоры
Приложение 1.

Темп
Замедленный
Медленный
Умеренный
Нормальный
Убыстряющийся
Быстрый

Приложение 2.
Выразительная речь
Интонация

Средства поэтического языка
Сравнение
Эпитет
Метафора
Звукопись
Олицетворение
Инверсия
Контраст

Приложение 3.
Памятка
Работа над лирическим стихотворением:
Прочитайте стихотворение
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Людмила Вяткина

Конспект ОД "Поет зима ,аукает . "

Задачи :

1. Закрепить представление детей о характерных признаках зимы.

2. Активизировать в речи детей прилагательные, умение анализировать, делать вывод.

3. Расширить кругозор.

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята, пороходите. я очень рада что вы пришли к нам сегодня в гости. Давайте с вами знакомится,посмотрите на экран.

Смотрим приветствие.

Воспитатель : Какие молодцы мои детки, сами с вами познакомились и меня познакомили. А как вас зовут? ответы детей

Воспитатель : Здорово ребята, теперь мы с вами все друг друга знаем. А гостям мы пожелаем с пользой время провести, интересное увидеть и с собою унести.

Воспитатель : Ребята посмотрите в окно, а каое время года у нас за окном?

Воспитатель : Молодцы ребята, конечно это зима .

Ай да зимушка, зима

Как украсила дома

Побелила все вокруг

На деревьях белый пух

Есть и горки во дворе

На забаву детворе!

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, белый пух, котрый укрыл крыши домов, это что? ответы детей

Воспитатель : Конечно, ребята -белый пух-это снег, снег залетел и в наш зал и у нас образовалась снежная полянка и сейчас я приглашаю вас на нашу зимнюю снежную полянку. (садимся)

Воспитатель : Ребята, а почему вы любите зиму? да

И девченки и мальчишки? да

Воспитатель : Ребята, а вы как думаете, какая она зима ?

Ребята а когда на улице мороз, какая погода в этот день? морозная

А если дует ветер? ветрянная

Когда очень холодно? холодная

А если идет снег? снежная

Ребята, а как вы думаете если бы зимой не было снега, что бы было (ответы детей)

Воспитатель : Снег, хотя и сам холодный, уберегает от мороза землю, деревья, траву и кустарники. Некоторые звери и птицы от мороза и хищников прячутся в снегу.

Если бы не было снега, волки и лисицы переловили бы всех зайцев и мышей

Даже некоторые птицы зимой спасаются в снегу. Например, глухари и тетерева зимой не спят на ветках, они всегда на ночь падают в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра. А еще снег украшает деревья.

Воспитатель : -Ребята, скажите а из чего состоит снег? ответы детей (из множества снежинок)

Посмотрите на экран, какие снежинки красивые и все такие разные.

А теперь внимательно посмотрите и найдите 2 одинаковые снежинки.

Вопитатель : Молодцы ребята справились с заданием.

Воспитатель : А сейчас я вам загадаю загадки, но будьте очень внимательны, это не простые загадки и япопробую вас запутать.

1. Есть отлична примета-выпал снег - встречаем (лето-зима )

2. Край снегов, морозов, вьюг назовем мы словом (юг-север)

3. Чтоб зимой не мерзли руки, мне связала мама (брюки-варежки)

4. Я красивый я летаю,

А весной от солнца таю

Угадайте поскорей

Кто же это (воробей-снег)

5. В шубу Машенька одета-на дворе у нас (лето-зима )

Воспитатель : Какие вы молодцы, не получилось у меня вас запутать вы все про зиму знаете.

Ребята, а скажите, для всх зима хорошая ? всем ли она нравится? ответы детей

А сейчас, я вам расскажу сказку о зиме и мы послушаем для всех ли так хороша зима .

Спросили однажды у слона, какая бывает зима ? а слон ответил : "Я незнаю какая она", ребята почему слон так ответил?

Спросили однажды у северного оленя : "Какая бывает зима ?" он ответил.

А почему ребята он так ответил? ответы детей

А еще спросили у красногрудого снегиря : "Какая бывает зима ?" а снегирь ответил---

Почему он так ответил? ответы детей

Чем мы с вами, ребята можем помочь птицам в зимний период? ответы детей

Спросили у рыжей собаки "Какая она зима ?" а она ответила.

Почему собака так сказала? ответы детей

Тогда спросили у медведя "Какая Миша зима ?" а Миша сказал.

Почему Миша так ответил?. ответы детей

Затем спросили у мальчишки"Какая зима ?" а мальчик сказал.

Почему ребята он сказал что она веселая? ответы детей

Воспитатель : Мои ребятишки очень любят зиму и вы говорите что зима веселая , ну тогда давайте с вами поиграем. (встаем) Вы любите кататься на снках? Становитесь в круг. Ребята, вы будите играть в эту игру первый раз, поэтому смотрите на меня и повторяйте.

Ой мороз, мороз, мороз

Не показывай свой нос

Уходи скорей домой

Стужу забери с собой

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем

Сядем в саночки самокатанки

С горки ухххх.

Воспитатель : молодцы ребята весело покатались на санках.

Слышим хруст снега.

Воспитатель : Ребята что это? послушайте ответы детей

Правильно, это снег хрустит, ребята а как это происходит? ответы детей

Это ледяные лучики снежинок ломаются, когда мы идем по дороге.

Я предлагаю вам слепит снежки, из снега мы не можем их слепить, мы с вами их слепим из бумаги. Берите все по 1 листику бумаги, становитесь в круг.

1,2,3,4 С вами мы снежок слепили

Получился круглый, гладкий

Но совсем, совсем не сладкий.

Воспитатель : Вот какие замечательные снежки у нас получились. А вы любите играть в снежки? Ну тогда слушаем музыку, смотрим на меня и повторяем. (под музыку играем)

Ох снежки то, вот так да

Разлетелись кто куда

А ребята побегут

И снежки все соберут (собираем в ведерко)

Воспитатель : Молодцы ребята и в снежки мы поиграли. Но я снова слышу какой то звук? что это за звук? метель

-Воспитатель : Ребята, а чтобы зимой не замерзнуть, вот как мы будем греться.

Танцуем под музыку (Я мороза не боюсь)

Воспитатель : Молодцы ребята, мы с вами так много о зиме-красавице говорили. Мы играли, танцевали а сейчас я вас приглашаю в снежный ледяной городок. Но мы с вами туда не просто пойдем, мы пойдем на лыжах. Имитируем одеваем лыжи.

Поехали!

Мы на лыжах в городок пойдем, пойдем

Мы взбираемся на холм

Палки в этом нам помогут

Будет нам легка дорога.

Вот мы и на месте, ставим палочки,

Снимаем правую лыжу, ставим

Снимаем левую лыжу, ставим. Молодцы, проходите ребята посмотрите какой красивый ледяной городок, посмотрите что здесь есть? ответы детей

Ребята но городок какой то грустный печальный, я думаю здесь кого то не хватает.

ответы детей Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект открытого занятия педагога-психолога и учителя-логопеда

Литературное чтение 2 класс

С.А. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза»

Цели урока: ознакомить детей с краткой биографией и стихотво рениями С.А. Есенина; дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; со вершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.И. Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

III . Постановка цели урока

- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского
поэта. Описать отношение к картинам зимы.

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осиный свет,

Что-то есть в нем

От русских песен -

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь - рассвет.

Что-то есть в нем

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты...

Услышали ли вы эту фамилию?

Только скажут -«Сергей Есенин», всей России встают черты... (H. Браун)

    Какой прием использовал Николай Браун в своем стихо творении? (Звукопись.)

IV . Изучение нового материала

1 . Рассказ учителя.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки.

Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

2. Первичное чтение учителем стихотворения «Поет зима -
аукает...»

    Понравилось ли вам стихотворение?

    Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут об лака. Метелица стелется по двору. Воробышки жмутся к окну, замерзли.)

    Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

    Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворе ние и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.)

    Прочитайте следующие три строчки. А какой главный прием для создания картины здесь использован? (Олицетворение и тоже есть метафора - седые, с тоской глубокою.)

    Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте сло вами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.

    Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге, или написать о воробышках? (И то, и другое, без воробышков.мы не поймем, насколько холодно.)

3. Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы передать свое

V . Физкультминутка

VI . Работа над стихотворением «Береза»

1. Первичное чтение.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, «жужжащим»
чтением.

2. Беседа после чтения.

    Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем их употребляет поэт? (Три строки из второго четверостишия, две послед ние строки из третьего, последняя строка четвертого. Для создания образа.)

    Есть ли здесь другие выразительные средства языка - срав нения или олицетворения? (Сонная тишина, лениво обхо дя, обсыпает - олицетворения.)

    Какие слова показались вам непонятными?

    Почему поэт сказал «принакрылась»? (Имеется в виду не закрылась совсем, только чуть- чуть.)

3. Работа по вопросам учебника на с. 197.

(Дети читают вслух по одному вопросу и отвечают на него).

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все уви
дели нарядную, тихую сияющую березу.

VII. Закрепление нового материала

    Сегодня вы научились замечать метафоры в стихотворе ниях.

    Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вспоминая о времени написания картины, художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

    Что значит лазурь? (Это цвет: светло-синий.)

    Что напоминает вам узор веток, сплетение белого на синем фоне? (Кружево.)

    Послушайте, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

- Какие образные выражения запомнили? Как называется
этот прием? (Метафора).

VIII. Итог урока :

    Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакоми лись?

    Какие стихотворения прочитали?

    Знаете ли вы, что стихотворение «Береза» - это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту было тогда 19 лет.

    Что такое метафора?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Береза».