Структура совета безопасности российской федерации. Утверждение военной доктрины российской федерации

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот совещательный орган призван проводить работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности, оперативно готовить для Президента проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию решений в этой области органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ. Совет Безопасности формируется Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О безопасности" (в редакции от 24 декабря 1993 г.). В развитие этого Закона Указом Президента РФ (в редакции от 15 ноября 1999 г.) утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета Безопасности, в частности, являются:

    определение жизненно важных интересов общества и государства,

    выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности,

    разработка основных направлении стратегии обеспечения безопасности,

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций,

    подготовка предложений Президенту РФ о введении, продление или отмене чрезвычайного положения,

    разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти Федерации и субъектов РФ,

    разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества н государства.

В соответствии с этими задачами строятся функции Совета Безопасности, которые весьма широки.

В состав Совета Безопасности входят: Председатель (Президент РФ), Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Среди постоянных членов: Председатель Правительства РФ , Секретарь Совета Безопасности, директор ФСБ, министры обороны и иностранных дел. Членами Совета являются Руководитель Администрации, председатели палат Федерального Собрания, полномочные представители в федеральных округах, директор Службы внешней разведки, Генеральный прокурор, Генеральный директор ФАПСИ, министры МЧС, юстиции и МВД, директор Федеральной пограничной службы, Президент Российской академии наук.

Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, по планам, утверждаемым Председателем. При необходимости проводятся внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета определяет Председатель Совета по представлению Секретаря. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу только после Утверждения Председателем Совета Безопасности, т. е. Президентом РФ. Решения Совета по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами. Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на заседаниях членов Совета, проводимых под руководством Секретаря Совета.

Секретарь Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он является должностным лицом Российской Федерации, подчиненным непосредственно Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. При Совете Безопасности образован научный совет.

В период 1996-1998 гг. в Российской Федерации существовал Совет по обороне, который затем был слит с Советом Безопасности.

При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам предоставления правительственной и специальной связи, по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и др.).


Совет безопасности РФ (Совбез России) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.


Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка, и ответствен перед Федеральным Собранием РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.


В состав Совбеза России входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.


Председателем Совета безопасности является по должности Президент РФ. В число постоянных членов Совета Безопасности входит Председатель Правительства РФ и Секретарь Совета Безопасности. Постоянными членами Совета Безопасности, как правило, назначаются Министр обороны РФ, Министр иностранных дел РФ, Директор Федеральной службы безопасности РФ. Членами Совета Безопасности являются руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные должностные лица, назначенные Президентом РФ. Совет Безопасности имеет официальную эмблему.

Основными задачами Совета безопасности являются:
1. определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки
федеральных программ ее обеспечения;
3. подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
4. подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
5. подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
6. разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
7. совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.


Заседания Совбеза России проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные члены Совбеза обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения Совета безопасности РФ принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности. Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента РФ. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности РФ осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности РФ.

НацБез.ру

Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. "Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.

В 1991 году еще в рамках союзного государства в некоторых его республиках также стали создаваться советы безопасности. Причем это осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции соответствующих республик.

Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР". Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)" названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.

19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.

В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект Закона Российской Федерации "О безопасности", который был принят 5 марта 1992 г. В Законе были определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации "для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан".

Постоянными членами СБ являются Президент, председатель Правительства и секретарь Совета безопасности, членами Совета - руководители силовых структур, МИДа и других министерств и ведомств.

Секретари Совета Безопасности Российской Федерации:

18 июня 1996 года секретарем Совета Безопасности РФ и помощником президента Б. Н. Ельцина по национальной безопасности становится занявший третье место по итогам президентских выборов генерал Александр Лебедь.

С подачи Бориса Березовского в конце октября 1996-го секретарем Совета безопасности РФ и полномочным представителем президента России в Чеченской Республике назначается Иван Рыбкин . Сам же Борис Абрамович номинально становится заместителем секретаря Совбеза, а фактически на целый год, вплоть до своей отставки - встает у руля этого важнейшего государственного органа. 29 октября 1996 г. указом президента РФ, Борис Березовский был назначен заместителям секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина (назначенного на эту должность вместо смещенного Александр Лебедя). Многие политики и эксперты расценили это назначение как следствие протекции главы администрации президента Анатолия Чубайса.

3 марта 1998 г. Указом Президента Секретарем Совета Безопасности РФ назначен Андрей Кокошин , выходец из института США и Канады АН СССР, соратник Георгия Арбатова.

14 сентября 1998 года на должность секретаря Совбеза назначен генерал-полковник Николай Бордюжа , возглавлявший до этого Федеральную пограничную службу.

29 марта 1999 года президент Борис Ельцин подписал Указ о назначении Путина Владимира Владимировича Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации с сохранением за ним исполнения обязанностей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

16 ноября 1999 года Сергей Иванов , согласно указу президента России, назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, кандидатуру Иванова предложил Ельцину Владимир Путин. Ранее С.Иванов занимал пост заместителя директора ФСБ.

31 мая Президент РФ В.Путин своим указом назначил некоего Михаила Фрадкова первым заместителем Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

28 марта 2001 года в правительстве РФ произошли серьезные перестановки. Новым министром обороны назначен секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, обязанности секретаря Совета безопасности РФ были возложены на министра внутренних дел Владимира Рушайло .

24 апреля 2004 года секретарем Совета Безопасности РФ назначен Игорь Иванов , бывший министр иностранных дел.

Три с половиной года назад обозреватель «Независимой газеты» Михаил Ходаренок предсказывал превращение Совбеза в недалеком будущем в административного супермонстра, объединившего функции Ставки Верховного Главнокомандования, Государственного комитета обороны и Генерального штаба одновременно.

Тем не менее этого не произошло, более того Совбез стал подвергаться нападкам за пассивность и размытость формулировок. По некоторым утверждениям, это было связано с личностью бывшего секретаря Совета Владимира Рушайло, который в своё время считался человеком Березовского, что в последние годы зачастую звучало как приговор.

Тем не менее, нельзя сказать, что чиновники Совета даром ели свой хлеб. С их участием были приняты важнейшие документы, такие как «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». В частности, последняя явилась обоснование создания Морской коллегии – органа, комплексно занимающегося как военными, так и экономическими аспектами.

К заслугам Совета Безопасности РФ относится и создание системы базового мониторинга на всех стратегически важных объектах страны. Ее разработку с целью защитить население от возможных техногенных аварий, а также природных катастроф и террористических угроз называют одним из главных результатов работы Совета безопасности РФ в уходящем году.

Безусловно, многое из деятельности Совбеза спорно, по каждому из принятых документов до сих пор идут яростные дебаты. Но критика – это всего лишь один из показателей работы.


Другие материалы раздела:

Войну в Афганистане обсудили эксперты разных стран
На открытии выставки в Госдуме наградили ветеранов войны в Афганистане
Состоялся запуск парламентского телевидения "Дума ТВ"
Музей военных строителей появится на территории парка "Патриот"
Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор призывает к стабилизации военно-политической ситуации в мире

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

Основными направлениями его деятельности были определены:

подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;

разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.

Государственный совет Российской Федерации - совещательный орган при

Президенте Российской Федерации. Под председательством последнего рассматривает

насущные вопросы жизни страны. Не является органом государственной власти,

поскольку не обладает властными полномочиями. Наименование совпадает с высшим

законосовещательным органом (с 1906 года - верхней палатой парламента)

Российской империи, действовавшим в 1810 - 1917 гг. и совещательным органом при

Президенте РСФСР в 1991 - 1992 гг.

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина. Указом утверждено

Положение о Госсовете России. В соответствии с Положением Госсовет является

совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства

по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия

органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется

Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами,

указами и распоряжениями президента.

стратегии развития государства на период до 2010 года». Открывая заседание,

глава государства заявил, что Госсовет должен стать политическим органом

стратегического назначения, и это является кардинальным отличием этой

структуры от других государственных органов.

Председателем Госсовета является Президент России. Членами Госсовета являются

по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных

органов государственной власти) субъектов Федерации. Для решения оперативных

вопросов сформирован президиум Госсовета в составе семи членов. Персональный

состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяет

сам президент.

Госсовет собирается четыре раза в год и обсуждает важнейшие для страны

проблемы. Президиум Госсовета собирается один раз в месяц. Утвердилась также

практика совместных заседаний президиума Госсовета и Совета безопасности

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе - должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет

Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию

конституционных полномочий главы государства на территории округа.

Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав

Администрации Президента.

Институт полномочных представителей образован Указом Президента Российской

представителей в регионах Российской Федерации). Этим же Указом утверждено

Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в

федеральном округе.

В связи с реорганизацией Администрации Президента Российской Федерации,

Указом освобождены от занимаемой должности и вновь назначены на эту же

должность).

установлено, что замещение должностей федеральной государственной гражданской

службы в Администрации Президента Российской Федерации, назначение на которые

производится Президентом Российской Федерации, осуществляется федеральными

государственными гражданскими служащими в течение срока исполнения

Президентом Российской Федерации своих полномочий (т.о. с момента вступления

полномочные представители Президента в федеральных округах освобождались от

своих должностей без принятия каких-либо специальных правовых актов)

государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской

Федерации, назначенным на должности Президентом Российской Федерации,

прекратившим исполнение своих полномочий, поручено временно исполнять

обязанности по замещаемым ими должностям впредь до осуществления Президентом

Российской Федерации соответствующих назначений.

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.

Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.

Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения.

По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня.

Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.

Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.

При необходимости, решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.

В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации".

Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах.

Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации.

Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации два и более срока подряд.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета.

Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода.

Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета, а также повестку дня его очередного заседания.

Президиум Государственного совета анализирует реализацию плана работы Государственного совета и его решений.

Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.

Председатель Государственного совета:

    определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума;

    председательствует на заседаниях Государственного совета и его президиума;

    формирует на основе предложений членов президиума Государственного совета план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания;

    дает поручения членам Государственного совета и секретарю Государственного совета.

Обязанности секретаря Государственного совета по решению Президента Российской Федерации возлагаются на общественных началах на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Секретарь Государственного совета не входит в его состав.

Секретарь Государственного совета:

    обеспечивает подготовку проекта плана работы Государственного совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов соответствующих решений;

    информирует членов Государственного совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Государственного совета, обеспечивает их необходимыми материалами;

    подписывает протоколы заседаний Государственного совета;

    несет ответственность за обеспечение деятельности Государственного совета;

    исполняет иные поручения председателя Государственного совета.

Члены Государственного совета вносят в президиум Государственного совета предложения по плану работы Государственного совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов, участвуют в подготовке материалов к заседаниям Государственного совета, а также проектов его решений.

Члены Государственного совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.