Русская литература первой половины 19 века кратко. Русская литература первой половины XIX столетия

У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

А.И. Герцен

Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм .

Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм .

В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма.

В историческом плане век начинается в 1801 году с убийства Павла Первого и воцарения 23-летнего внука Екатерины - Александра Первого, начало царствования которого ознаменовалось, с одной стороны, геополитическими успехами России (турецкие войны, победа над Наполеоном), с другой, просветительскими реформами . Это, в свою очередь, усиливает тягу русской интеллигенции к просвещению и интерес к литературе.

Появляются литературные салоны и общества .

Александр Христофорович Востоков

"Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств" - одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века - с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай.


Дом Державина в Санкт-Петербурге, где заседали "беседчики"

"Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы..." были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич.

Александр Семёнович Шишков

"Беседчики" выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию "чужеземной культуры", защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар - "гульбище", калоши - "мокроступы", театр - "позорище" и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх "штилей" Ломоносова.

Николай Михайлович Карамзин

"Арзамас" (они же "карамзинисты") - литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес "Беседе..." и объединившее сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов.

Обложка журнала "Вестник Европы"

Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики . По выражению Державина, в начале века в России "всё зажурналилось". Наиболее популярными стали журналы
"Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;
"Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов;
"Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов;
"Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;
"Сын Отечества" - издатель Николай Иванович Греч.

Обложка альманаха "Мнемозина"
В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи "Мнемозина" и "Полярная звезда" .
Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал "Литературную газету" (выходит по сей день), а в 1836 году - журнал "Современник" .

Обострённый интерес к литературе объяснялся ещё и тем, что именно писатели ставили и решали в своих произведениях острейшие социально-политические вопросы, что особенно актуально в условиях отсутствия политических свобод. Начало 19 века - "золотого века" русской литературы - дало настолько мощный заряд, что уже через несколько десятилетий русская литература стала одной из величайших в мире.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века 19 век называют «Золотым веком » русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

2 слайд

Описание слайда:

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий во времена Пугачевского бунта*. Сэр Вальтер Скотт (1771-1832) * Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина,Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) -восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

3 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель»

4 слайд

Описание слайда:

Литература унаследовала от 18 века публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма*). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. * В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Чичиков

5 слайд

Описание слайда:

В начале 19 века один из самых крупных деятелей литературы был Н.М. Карамзин. По природе склонный к чувствительности и меланхолии, он жадно воспринимал влияния западной литературы - Руссо и его последователей, французских и немецких, английского романа Ричардсона, юмора Стерна. Карамзин считал долгом посещать знаменитых писателей, и в первый раз в русской литературе давал живые сведения о действующих лицах европейского просвещения. Успех имели сентиментальные повести Карамзина - "Бедная Лиза", и повести исторические, в которых проявляется уже сентиментальная риторика будущей "Истории Государства Российского ". В первый раз русская история излагалась талантливым, уже знаменитым писателем, вооруженная многосторонними исследованиями, но вместе с тем в красивой, общедоступной форме, в тоне национальной гордости и с сентиментальным красноречием, которое должно было особенно действовать в популярном чтении. Карамзин имел большое значение и как преобразователь литературного языка. Карамзин и его последователи хотели приблизить литературный язык к разговорной речи, избегали тяжелой славянщины, не пугались слов иностранных и стремились сообщить языку изящество и легкость. Но школа Карамзина была недолговечна: стали бросаться в глаза смешные стороны чувствительности, не имевшей притом ни ценного поэтического, ни общественного содержания; а главное - в поэзии явились гораздо более значительные силы и с более жизненным направлением. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

6 слайд

Описание слайда:

В начале столетия началась поэтическая деятельность В.А. Жуковского. Его первые стихотворения обратили на себя внимание тонкостью чувства и "сладостью стиха". Его имя стало знаменитым, когда в двенадцатом году был написан "Певец во стане русских воинов", исполненный патриотическим одушевлением. Современники не замечали странности формы, где русские воины являлись в классических вооружениях и в романтическом освещении: классическая условность еще не была забыта, к романтической начинали привыкать. Его поэзии отвечал личный характер, религиозно-мистическое настроение сближало его с Гоголем. От новейшего литературного круга он был далек. В ходе литературного развития Жуковский кроме переводных трудов, всегда изящных и расширявших горизонт русской поэзии, имел еще заслугу высокого понимания существа поэзии. Его определение поэзии отвечало всему его мировоззрению. Поэзия - "есть Бог в святых мечтах земли", и с другой стороны, "поэзия - есть добродетель". Определение было слишком личное, но во всяком случае, ставившее поэзию в самые высокие сферы нравственной жизни. Младшим современником Жуковского был К.Н. Батюшков,но его литературное поприще было прервано слишком рано и печально душевной болезнью, в которой он прожил последние десятки лет своей жизни. Это было живое и разнообразное дарование, не успевшее развиться до полной самобытности. В своей поэзии он все еще находится в зависимости от европейских образцов, старых и новых; но он вдумывался в чужую поэзию, сам увлекся ею и то, что было бы раньше простым подражанием, становилось его искренним, иногда глубоким увлечением. Была у него особенность и в выработке стиха; здесь вместе с Жуковским он был непосредственным предшественником Пушкина. Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

7 слайд

Описание слайда:

Более свободная атмосфера общественной жизни была в царствование Александра I*, отозвалась большим оживлением литературных интересов. В это время составил свою славу И.А. Крылов. Он начал свое литературное поприще еще во времена Екатерины комедиями и сатирическим журналом среднего достоинства. Добившись успеха лишь в зрелые годы, он остановился на том жанре, который более отвечал его таланту. Частью он пересказывал традиционные сюжеты басен, но много также написал оригинальных и превзошел своих предшественников Хемницера и Дмитриева. У него остались ложноклассическая манера, но вместе с тем много живого остроумия, знания русского быта и языка. По общему складу мировоззрения это был человек рассудка, довольно равнодушный к волнениям жизни, какие происходили вокруг него, недоверчивый к увлечениям. Это была умеренность, но в то же время и скептицизм. Крылов Иван Андреевич (1768-1844) * 1801 - 1825 Правление российского императора Александра I. В начале царствования провел умеренно либеральные реформы. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 участвовал в антифранцузских коали­циях. В 1807-1812 временно сблизился с Францией. Вел ус­пешные войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809). При Александре I к России присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Восточный Кавказ (1813), бывшее герцогство Варшавское (1815). После Отечест­венной войны 1812 возглавил в 1813-1814 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815 и организаторов Священного союза.

8 слайд

Описание слайда:

Другим весьма известным и почитаемым писателем того времени был Н.И. Гнедич, главнейшим трудом которого был перевод Илиады: он положил многие годы на завершение этого труда, возбудившего удивление современников. В переводе Гнедича видна серьезная работа над Гомером, но по старому пристрастию к ложно-классической высокопарности Гнедич уделил слишком много места церковнославянским элементам языка, употребляя иногда слова совсем неизвестные в обычной речи. В области драмы в начале столетия прославленным именем был В.А. Озеров: его трагедии были написаны в классическом духе, с большой легкостью стиха и искренностью чувства. Трагедии Озерова имели громадный успех, особенно "Дмитрий Донской", вызвавший патриотическое одушевление. Гнедич Николай Иванович (1784 - 1833) Озеров Владислав Александрович (1770 - 1816)

9 слайд

Описание слайда:

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его укрепления. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

    Каждый человек на земле мечтает о том месте, где ему хорошо и комфортно. И я знаю его. Это – мой любимый дом. В нем ощущаешь себя под защитой. Мне нравится, когда у нас в доме собираются родственники, знакомые, друзья.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри 8 класс

    Среди всех русских поэтом Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место в русской литературе. У поэта особенный, отвергающий всю мелочность человеческой повседневности и обыденности

  • Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение

    Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться. Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.

  • Що таке краса душі людини? Цим питанням задається кожний хто вперше почув цю фразу або скоріше прочитав її у книжці. Є звичайна краса, видима неозброєним оком як тільки ми вперше побачили людину

8. Основные тенденции развития русской литературы 1810-1830-г годов.

Характеристика русской литературы 19 века.

Отправной точкой новой исторической эпохи справедливо считается Французская революция 1789-1794 годов. Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, деформировал границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

У литературы появились новые задачи. Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”.

Основными идеями духовных исканий русской литературы данного периода, по определению Ю.М.Лотмана, были идеи личности и народности . XIX век начался с осознания личности и народа как двух разных и противоположных, непримиримых начал; личные устремления человека и его природная основа противоречат между собой.

Особенности развития русской литературы 1810-1830-х гг.

Передовая русская литература 10-30-х годов XIX века развивалась в борьбе с крепостничеством и самодержавием , продолжая освободительные традиции великого Радищева.

С развитием революционного движения декабристов, с появлением Пушкина русская литература вступила в новый период своей истории, который Белинский справедливо назвал пушкинским периодом . На новую, высокую ступень были подняты свойственные предшествовавшей передовой русской литературе патриотические и освободительные идеи. Лучшие русские писатели «вслед Радищеву»(Грибоедов, Пушкин) воспевали свободу, патриотическую преданность родине и народу, гневно обличали деспотизм самодержавия, смело вскрывали сущность крепостнического строя и ратовали за его уничтожение.

Мощный подъем национального самосознания, вызванный 1812 годом и развитием освободительного движения, явился стимулом дальнейшей демократизации литературы. Наряду с образами лучших людей из дворян, в художественной литературе стали все чаще появляться образы людей из социальных низов, воплощавшие замечательные черты русского национального характера. Вершиной этого процесса является создание Пушкиным в 30-х годах образа вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева .

Самый процесс утверждения реализма в русской литературе 20-30-х годов был весьма сложным и протекал в борьбе, принимавшей острые формы. Начало пушкинского периода было ознаменовано возникновением и развитием в литературе прогрессивного романтизма, вдохновителями которого стали поэты и писатели декабристского круга и который возглавил Пушкин. Принципы реализма, заложенные в творчестве Пушкина, были развиты его великими преемниками - Гоголем и Лермонтовым, а затем подняты на еще более высокую ступень революционными демократами и укреплены в борьбе со всякого рода реакционными направлениями целой плеядой передовых русских писателей.

Основные направления русской литературы первой половины Х I Хв.

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841). Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Как уже было сказано, ранний Пушкин – романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».

Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма . Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель»).

Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

Литературное движение 1800-1830-х годов

Перемены в общественном сознании были значительны: ду­ховные ценности стремительно перемещались из сферы самодержавия в сферу конкретного частного человека. Они перестали выступать абстрак­тными требованиями, находящимися вне человека, как это было в фило­софии и литературе XVIII в., а становились достоянием личности, которая ощущала интересы государства своими собственными интересами. Отвле­ченное понятие государства, олицетворенное в самодержавии, уходило в прошлое. Окрашенность общественных понятий личным чувством и на­полненность личного мира общественными эмоциями стали знамением времени.

Все это предопределило победу романтических настроений в жизни и в литературе. При этом романтически осмысливались не исчезнувшие из рус­ской действительности идеи Просвещения.

Романтизм в России прошел несколько стадий развития:

1810-е гг. - возникновение и формирование психологического тече­ния; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;

1820-е гг. - возникновение и формирование гражданского, или соци­ального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического ро­мантизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратын­ский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;

1830-е гг. - возникновение философского течения в поэзии Бара­тынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проник­новение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризи­са: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;

1840-е гг. - закат романтизма, его вытеснение с переднего плана ли­тературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественно­го изображения и анализа.

Деление романтизма на различные течения происходило по следую­щим критериям:

к психологическому течению русского романтизма принадлежат ро­мантики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствова­ния личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;

к течению гражданского, или социального, романтизма относятся ро­мантики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социаль­ной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;

к философскому течению русского романтизма причислены романти­ки, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жре­бий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.

Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюш­кова, что было обусловлено:

Карамзинской реформой литературного языка;

Скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литерату­ры с принципами «легкой поэзии»;

Дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.

Развитие литературы в 1 половине XIX века.

Для художественной культуры 1 пол. XIX века было характерно сосуществование разных художественных стилей.

В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от просветительской идеологии, лежавшей в базе эстетики классицизма (мотивы действий героя – гражданский долг и общественное служение).

Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг призывают его к действию.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века - романтизм . Суть романтического искусства (европейского) – противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенности русского романтизма:

Интерес к национальной самобытности

Интерес к отечественной истории

Утверждение сильной, свободной личности

Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы (Пушкин ʼʼБорис Годуновʼʼ, ʼʼМедный всадникʼʼ, ʼʼИстория пугачевского бунтаʼʼ).

Тема народа очень значительна для русских романтиков. Думали, что, постигая дух народа они приобщались к идеальным началам жизни.

В литературе на первый план выходит творчество активных или прогрессивных романтиков, среди которых были литераторы-декабристы: К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский. Поэты Д, Давыдов, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский.

Романтизм 1810-е – 1820-е годы

Прогрессивный романтизм нашел выражение в стихотворениях и романтических поэмах А. С. Пушкина (1799-1837): ʼʼВольностьʼʼ, ʼʼДеревняʼʼ, ʼʼКавказский пленникʼʼ, ʼʼЦыганыʼʼ.

В русской литературе романтизм другого типа (пассивного или консервативного) связано с именем В. А. Жуковского (1783-1852):

- большое место в творчестве занимает природа, создатель в русской поэзии национального лирического пейзажа

Баллады – одно их центральных жанров в творчестве (ʼʼбалладникʼʼ - прозвище в литературных кругах) – ʼʼЛюдмилаʼʼ, ʼʼСветланаʼʼ.

Активно участвовал в литературной жизни (член ʼʼДружеского литературного обществаʼʼ, секретарь ʼʼАрзамасаʼʼ, устраивал свои литературные ʼʼсубботыʼʼ и ʼʼпятницыʼʼ.

Романтизм 1820-е – 1830-е годы (после 1825 года)

Романтизм приобрел новые, своеобразные черты. Это романтизм Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова.

Мотивы разочарования в современной действительности

Критическое начало

Стремление ухода в некий идеальный мир вместе с этим

Обращение к истории

Попытка осмысления современности с позиций историзма

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам

Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение

Наиболее ярко умонастроения эпохи отразились в поэзии и, особенно в творчестве М. Ю. Лермонтова (1814 1841). Его стихотворения ʼʼНовгородʼʼ, ʼʼПоследний сын вольностиʼʼ - обращены к новгородской истории, к драматическим моментам жизни (Вадим погиб – ʼʼон пал в крови, и пал один – последний вольный славянинʼʼ)

Обращение к национальным истокам, к фольклору проявилось и в ʼʼПесне про купца Калашниковаʼʼ

При этом герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 1820-х годов предчувствуют трагический исход их действий. ʼʼСмерть поэтаʼʼ, ʼʼДемонʼʼ, ʼʼМцыриʼʼ (проникнуты духом ʼʼотрицания и сомненияʼʼ, жаждой борьбы и действия).

Романтизм повестей Н. В. Гоголя (1809-1852)– в устремлении автора в мир прекрасного (красота человека, национального костюма, природы – ʼʼВечера на хуторе близ Диканькиʼʼ, ʼʼТарас Бульбаʼʼ)

Петербургский период Гоголя – ʼʼПетербургские повестиʼʼ (ʼʼНевский проспектʼʼ, ʼʼНосʼʼ, ʼʼШинœельʼʼ) – соединяют реализм и фантастику, сатиру и гротеск.

Развитие литературы в 1 половине XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие литературы в 1 половине XIX века." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия