От кого зависит режим дня? Урок окружающего мира « От кого зависит твой режим дня?» презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему.

Закрепить знания детей о погодных явлениях, научить детей объяснять причины их происхождения; уметь определять температуру с помощью термометра; развивать наблюдательность; обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: запомнить погодные явления; научиться работать с термометром.

Оборудование: иллюстрация госпожи Погоды, конверт с вопросами, самодельный термометр, глобус, картинки «времена года».

Предварительная работа: подготовить иллюстрации, конверт с вопросами, термометр, глобус.

План урока:

I . Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала. Проверка дом. задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII . Итог урока.

VIII. Дом. задание.

Ход урока

I. Организовать внимание детей. Приветствие. Прочитать стихотворение.

Дождик землю поливает
И деревья умывает.
Что- то он сказать хотел,
К нам в окошко залетел.
Он решил нам подсказать,
Что урок пора начать.

II. Закрепить знания прошлого материала, проверить домашнее задание.

III . Постановка темы урока. Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья - госпожа Погода (на доске вист изображение госпожи Погоды). Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы которые она мне передала (вопросы в конверте), давайте попробуем ответить на них, а самые активные получат от неё призы.

IV. Изучение нового материала. Учитель задаёт вопросы от госпожи Погоды:

1. Что означает моё имя?

(Состояние атмосферы в данный момент )

Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка - атмосфера.

Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково (показать на примере глобуса). Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.

Давайте вспомним обозначения температуры (учитель показывает самодельный термометр с двигающейся шкалой, выставляя температуру дети учатся её читать)

2. Какой я могу быть?

(Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной )

3. Какие атмосферные явления вы знаете?

(Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег )

4. Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?

5. Будет ли зависеть мое состояние от температуры?

(Будет )

На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки.

6. Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?

Загадка

Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь. Что это?

7. Что такое ветер?

(Движение воздуха )

8. Какими словами можно выразить силу ветра?

(Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган)



Необходимо определить где какая пора и объяснить почему вы так считаете (к доске вызываются 4 учащихся, они выбирают картинку и внизу пишут правильный ответ, затем устно описывают и приводят примеры признаков своего времени года, описывают погоду, добавляют какие осадки ещё могут быть в этот период) Оценить учащихся.

* В помощь для подготовке к уроку будет интересен раздел на сайте: Погодные явления природы

V. Физкультминутка «Тучки»

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

VI. закрепление пройденного материала на уроке. Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.

  • Как зовут нашу гостью?
  • (Погода )
  • С помощью чего измеряется температура воздуха? (Термометр )
  • Движение воздуха - это..?
  • (Ветер )
  • Как можно по другому назвать сильный ветер?
  • (Ураган )

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит -

Я смогу пойти во двор.

(Дождь )

Он с утра уже метет,

Бьется в окна спаленки.

Ваня погулять идет -

Надевает валенки.

(Снег )

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой.

(Туман )

Страшно выйти на крылечко -

Он сегодня просто лют.

Льдом сковал и нашу речку,

И большой соседний пруд.

А теперь задам вопрос -

Кто зимой нам щиплет нос?

(Мороз )

Град она крупой бросает,

И грохочет, и гремит,

Снопы молний выпускает,

Словно в небе динамит.

(Гроза )

VII. Подвести итог. Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и за это госпожа Природа хочет подарить вам подарки (дарятся небольшие сувениры). Она говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. Давайте попрощаемся с ней.

VIII. Домашнее задание. Нарисовать госпожу Погоду.

Тема «Если хочешь быть здоровым» (2 класс) является очень важной и интересной. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека, ведь его не купишь ни за какие богатства мира. Будучи больным и слабым, человек не сможет реализовать все свои мечты, добиться больших высот, прожить долгую, счастливую, а главное - полноценную жизнь.

Основы здорового образа жизни

Чтобы быть сильным, крепким, выносливым, очень важно с ранних лет придерживаться здорового образа жизни. Каждый ребенок должен знать, что принесет вред его организму, а что - укрепит его и придаст сил.

Здоровый образ жизни включает в себя :

  • соблюдение режима;
  • правильное питание;
  • активные занятия спортом;
  • личную гигиену;
  • полноценный отдых.

Режим дня

Правильно составленный режим дня - один из самых верных помощников при сохранении здоровья. Если честно его придерживаться, можно позабыть о многих проблемах с самочувствием, всегда быть активным, крепким и работоспособным.

При составлении режима дня очень важно, чтобы человек успевал не только посвящать много времени учебе или работе, но также полноценно отдыхать, питаться, заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.

Основные правила режима дня школьника :

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • учеба должна чередоваться с отдыхом;
  • питание должно быть регулярным и в одно и то же время, не менее 3 раз в день;
  • просыпаться и ложиться спать нужно также в одно и то же время;
  • продолжительность сна - не менее 8 часов;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе 1,5-2 часа в день;
  • активные игры, занятия спортом, танцами.

Рис. 1. Режим дня школьника

Привыкнув к такому распорядку дня, организм всегда будет крепким и выносливым, а учеба будет даваться на удивление легко.

Правильное питание

Правильное питание - очень важная составляющая крепкого здоровья и долголетия. Вместе с пищей человек получает все ценные вещества, которые помогают ему полноценно работать.

Очень важно, чтобы ежедневный рацион питания был разнообразным и полезным. Только так организм получит все, что ему необходимо: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.

К полезным продуктам относятся :

  • все виды каш: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая;
  • мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты: сыр, молоко, кефир, сливочное масло;
  • овощи и фрукты;
  • различные виды орехов, сухофрукты, мед.

Рис. 2. Свежие фрукты и овощи - залог правильного питания

А вот от вредных продуктов стоит отказаться, поскольку ничего полезного они не принесут организму. К ним относятся различные сладости, чипсы, сухарики, газированные напитки.

Одним из самых вредных продуктов является всем известная Кока-кола. Напиток содержит так много ортофосфорной кислоты, что способен удалить ржавчину с гвоздя всего за несколько часов! Представляете, какой вред он наносит человеческому организму?

Личная гигиена

Соблюдать правила личной гигиены - задача каждого школьника, ведь только так можно выглядеть чистым и аккуратным, а также защитить себя от вредных микроорганизмов.

Чтобы не прослыть неряхой и грязнулей, нужно выполнять следующее :

  • утром и вечером тщательно чистить зубы;
  • каждый день принимать душ или ванну и тщательно мыться с мылом;
  • раз в неделю подстригать ногти на руках и ногах;
  • 1-2 раза в неделю мыть волосы;
  • в школьной столовой нельзя пользоваться чужими столовыми приборами и пить из чужой чашки;
  • также не стоит делиться с одноклассниками своей сменной обувью, расческой, бутылочкой с водой.

. Всего получено оценок: 202.

Смирнова Наталия Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ школы №57

Приморского района

г. Санкт – Петербурга.

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название урока: Что такое состояние?

Образовательная программа: УМК - Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

Педагогическая мастерская. Тема: «Что такое состояние?»

Цель:

показать учащимся: что такое состояние объекта,

что любой наблюдаемый объект может быть в разных состояниях; определить, что состояние объекта будет зависеть от того, когда за ним наблюдали – это может происходить в прошлом, настоящем и будущем.

Оборудование:

1) карточки с заданиями для каждой группы и для каждого участника мастерской, фломастеры, карандаши; карточки для оформления доски;

2) компьютер, экран с проектором для показа презентации;

3) аудиозапись песни;

Ход мастерской.

1 Индукция.

Дети сидят в группах по 5-6 человек. На партах перед каждым ребенком лежат листочки.

Учитель: Ребята, положите, пожалуйста, перед собой листочки с № 1 и посмотрите на наши линеечки. (Слайд 2)

Итак, на линеечках: грустный человек - веселый человек

усталый человек - бодрый (активный) человек

Подумайте, как вы себя сейчас чувствуете и оцените себя карандашом синего цвета.

Теперь я попрошу отложить эти полоски, но не потерять их. Мы к ним еще вернемся.

2 Самоконструкция .

Учитель: Возьмите листочки под цифрой 2, переверните их и положите перед собой. Вам надо при помощи цветных карандашей «одеть» человека по тому признаку, который указан рядом с рисунком. (Слайд 3)

Подписи к рисункам:

Для 1 и 2 групп детей - жарко, солнечно;

Для 3 и 4 групп - мороз;

Для 5 и 6 групп - дождь и ветер;

3 Социоконструкция.

Учитель: Обсудите с соседом, что у вас получилось. Сравните свою работу с работами всех ребят в вашей группе. Обсудите и решите, кто от вашей группы сможет объяснить нам, почему все ваши рисунки получились похожими.

4 Афиширование, социализация .

Ребята из 1 и 2 групп, давайте вывесим ваши рисунки на доску и объясним, почему рисунки получились похожими.

5 Подготовка разрыва .

Учитель: Вы одели своих человечков так, как «велели» погодные условия, или изменения погоды: менялась погода, менялась и одежда людей. Могу я записать это одним словом – ИЗМЕНЕНИЯ?

(вывешиваю это слово на доску)

6 Социоконструкция, социализация .

А теперь я прошу вас взять лист под номером 3 и выполнить задание всем вместе в каждой группе.

Подумайте, какие чувства можно определить по выражению лица или мимике лица этого человека? Назовите и запишите их. Выберите того, кто от вашей группы назовет эти чувства у экрана. (Слайд 3)

Дети обсуждают задание в группах, а затем от каждой группы выходит представитель и называет то чувство, которое, по мнению их группы, отражено на лице изображенного человека.

Ответы групп:

Мимика менялась; сначала человек выглядел спокойным;

потом удивленным;

Хмурым, мрачным;

Сосредоточенным;

Веселым;

7 Подготовка разрыва .

А можно ли стрелочками соединить все эти изображения? Получится ли последовательность? Могут ли меняться чувства этого человека – от радостного к грустному и наоборот?

Человек испытывает разные чувства: (Слайд 4)

РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, УДИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ГНЕВ, СТРАХ

(таблички с этими словами вывешиваю на доску)

Как можно назвать выражение эмоций – чувств – человека? Что менялось у этого человека?

НАСТРОЕНИЕ

(табличку вывешиваю рядом со словом изменения )

А можно ли изменить – «поднять» - настроение? Что для этого нужно? Что можно сделать каждому из вас, чтобы людям рядом с вами стало теплее, уютнее?

В этом помогает и песня.

Песня детского коллектива «Барбарики» - « Что такое доброта?»

(Дети подпевают, а некоторые даже танцуют.)

Изменилось ли ваше настроение?

8 Разрыв .

Теперь я попрошу вас встать. Вы хорошо себя чувствуете? Вы не устали? Тогда я попрошу вас сделать по 20 приседаний. А как чувствуете

себя сейчас? Немного устали? (А если бы еще сделали 30 приседаний?)

Можем ли мы добавить, что наше настроение будет зависеть и от нашего САМОЧУВСТВИЯ?

Итак, ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ (тоже вывешивается табличка),

все это влияет на человека.

Как бы мы могли одним словом назвать такие изменения, происходящие с человеком?

СОСТОЯНИЕ

Оформление доски:


ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ СОСТОЯНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ

А состояние бывает только у человека?

Презентация.

Слайды со 2 по 4 и 11 используются в ходе урока.

С 5 слайда мы начинаем наблюдать за состоянием различных объектов:

5 слайд

Звенит звонок на урок. Учащиеся занимают свои места в классе. Начинается урок. Создается рабочая обстановка в процессе урока. Но стоит снова прозвенеть звонку и настроение детей меняется. Они общаются, играют, готовятся к следующему уроку; следовательно, отдыхают.

6 слайд
В окружающем нас мире мы постоянно можем наблюдать за сменой состояния природы. На смену лету приходит осень. Осенние дни сменяются зимними. Затем начинает таять снег, с каждым днем все теплее пригревает солнышко – приходит весна. И снова летние деньки. Одно время года сменяется другим.

7слайд

В природе мы можем наблюдать за ростом и развитием растений: из бутонов через какое – то время раскроются прекрасные цветы; значит, состояние растений будет постоянно меняться – вчера, сегодня, завтра.

8 слайд

Состояние водоемов – тоже непрерывный процесс. Когда – то в прошлом, состояние воды было намного лучше, чем сейчас. С вмешательством человека в окружающую среду, к сожалению, изменилось и состояние рек и озер.

9 слайд

У вещей, которые нас окружают, тоже постоянно изменяется состояние. Рассматривая новые книги, нельзя не отметить их замечательный внешний вид. Но с годами они приходят в негодность: портятся обложки, выпадают страницы. Их состояние ухудшается.

10 слайд

Наблюдать за состоянием объектов мы можем и на примере воздушных шариков. Так выглядят шары в сдутом состоянии, а так, когда они надуты.

12 и 13 слайды предназначены для коллег – учителей. На слайдах объясняются понятия (термины), которые используют при проведении педмастерской.

Вывод:

Все мы и всё, что нас окружает, постоянно находимся в определенном состоянии.

9 Рефлексия.

Возьмите листочки – линеечки, с которыми мы работали в начале урока. Если у вас изменилось ваше состояние , отметьте это на линеечках зеленым карандашом. (Слайд 11)

А теперь давайте оценим свое состояние на нашем рисунке («маятник настроения»)

Если у вас бодрое, активное состояние, вам было интересно работать, то вы прикрепляете свой магнит на правую часть доски, где нарисовано солнышко.

Если ваше состояние соответствует дождливому (на доске прикреплен рисунок, изображающий дождливую погоду) – вам было скучно; вы ничего нового не узнали, то - на левую часть доски.

Список использованных источников:

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2001г. – 112с.

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир: Учебник для 1 класса – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г. – 96с.:ил.

Список использованных иллюстраций:

    Е.В.Чудинова Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 3 класса. – СПб: «Специальная литература»,1998г. – 208с.: ил.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 2 класса. – СПб: «Специальная литература»,1997г. – 176с.: ил.

(К фотографиям, которые я использовала из интернета, к сожалению, я не смогла найти адрес и сделать ссылку на использованные изображения, т.к. прошло достаточное количество времени, когда я готовила эту презентацию. Сейчас я не смогла обнаружить эти изображения. Это слайды № 4, 5 и 10. В дальнейшем, теперь я знаю, что необходимо указывать ссылку, я постараюсь выполнять эту работу правильно.)

1991.
Русские художники от А до Я / Ред. составит. Н.А. Борисовская и
Е.С. Гордон. М.: Слово, 1996.
Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение,
1997.
Сухов В.В. и др. По следам прошлого. Ч. 1-3. — М.: Терра,
1995-1997.
Транспорт. Энциклопедия. М.: Росмэн, 2000.
Черникова А. Энциклопедия комнатных растений. Белгород, 1998.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. С Петербург:
Искусство, 1997.
Я за солнышком иду. / Сост. В. Вдовиченко. Минск, 1985.
Я познаю мир. Животные. Растения. М.: ТКО АСТ, 1995-1999.
Приложение 3

Список произведений
изобразительного искусства
для использования на уроках
окружающего мира

Айвазовский И.К. Девятый вал.
Алексеев А.А. Мастерская художника Веницианова.
Алексеев Ф.Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного
моста.
Алексеев Ф.Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской
крепости в Петербурге. 1790 г.
Аргунов И.П. Портрет крестьянки в русском костюме.
Аргунов Н.И. Портрет графини Шереметевой.
Бакшеев В.Н. Голубая весна.
Богаевская О.Б. Гости. День рождения.
Богомолов П.Г. Книги.
Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском
парке.
Васильев Ф.А. Мокрый луг.
Васильев Ф.А. Утро.
Васнецов А.М. Московский белокаменный Кремль.
Васнецов А.М. Северный край.
Васнецов А.М. Красная площадь в ХVII веке.
Васнецов В.М. Иван Царевич на Сером Волке.
Васнецов Ю.А. Иллюстрация к сб. сказок «Кот воркот».
Венецианов А.Г. Гумно.
Венецианов А.Г. На жатве. Лето.
Верещагин П.П. Вид Московского Кремля.
Воробьев М.Н. Дуб, раздробленный молнией.
Герасимов А.М. После дождя.
Головин А.Я. Осень.
Грабарь И.Э. Мартовский снег.
Жуковский С.Ю. Поэзия старого деревенского гнезда.

205
Журавлев Ф.С. Перед венцом.
Заболотский П.Е. Вид старой Ладоги.
Зеленцов К.П. В комнатах. Гостиная с колонками на антресолях.
Иванов И.А. Вид лестницы в Академии художеств.
Кившенко А.Д. Военный совет в Филях в 1812 г.
Кипренский О.А. Портрет лейб гусарского полковника Е.В. Давы
дова.
Клодт М.К. На пашне.
Коржев Г.М. Проводы.
Корин П.Д. Северная баллада.
Крамской И.Н. Портрет художника Шишкина.
Крамской И.Н. Мина Моисеев. Этюд.
Крендовский Е.Ф. Тронный зал императрицы Марии Федоровны в
Зим нем дворце.
Крылов Н.С. Зимний пейзаж (Русская зима).
Куинджи А.И. На острове Валааме.
Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу.
Лансаре Е.Е. Корабли времен Петра I.
Левитан И.И. Вечерний звон.
Левитан И.И. Озеро.
Летописец. Книжная миниатюра.
Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.
Малявин Ф.А. Вихрь.
Мясоедов Г.Г. Косцы.
Неврев Н.В. Торг.
Остроухов И.С. Сиверко.
Петров Водкин К.С. Мать.
Попов А. Утро в деревне.
Репин И.Е. Бурлаки на Волге.
Репин И.Е. Крестный ход в Курской губернии.
Рерих Н.К. Заморские гости.
Рерих Н.К. Славяне на Днепре.
Рылов А.А. В голубом просторе.
Рябушкин А.П. Семья купца в ХVII веке.
Рябушкин А.П. Московская улица ХVII века в праздничный день.
Саврасов А.К. Радуга.
Серов В.А. Портрет Пушкина.
Серов В.А. Избы.
Серов В.А. В тундре. Езда на оленях.

206
Соломаткин Л.И. Петрушка.
Сомов К.А. Зима. Каток.
Сычков Ф.В. Старик. Этюд.
Сычков Ф.В. Фрукты.
Сычков Ф.В. С гор.
Сычков Ф.В. Праздничный день.
Сычков Ф.В. За работой. Подруги.
Суриков В.И. Взятие снежного городка.
Чернецов Н.Г. Вид города Ярославля.
Чудо Георгия о змие. Икона, XV век.
Шибанов М. Празднество свадебного договора.
Шилов А.М. Зацвел багульник.
Шишкин И.И. Дубы.
Шишкин И.И. Травки.
Эндер Б.В. Краски природы.
Приложение 4
Ответы и пояснения
к трудным
для некоторых учащихся
вопросам и заданиям
рабочих тетрадей

Рабочая тетрадь № 1
№ 5. На часах отмечается время восхода и захода солнца, сравнивают
ся результаты: в декабре солнце встает (рассветает) позже, заходит рань
ше (темнеет раньше).
№ 6. Ответы должны быть такими:
Солнце восходит поздно, заходит рано. День короткий, а ночь длинная.
Это — зима.
Солнце восходит рано, заходит поздно. День длинный, а ночь корот
кая. Это — лето.
День заметно прибывает. Это — весна.
День заметно убывает. Это — осень.
Проверь себя (с.6). Дети могут закончить предложения так:
Воздух, вода, растения, животные и человек — это природа. Воздух, во
да, камни, песок — это неживая природа. Растения, грибы, животные, че
ловек — это живая природа.
Ответы к кроссворду: 1. Человек. 2. Тепло. 3. Солнце. 4. Свет.
При самостоятельной оценке ребенком выполнения задания обратите
его внимание на то, что раскрасить можно только один цветок.
№ 15. Задание содержит ошибку: слово зрение нужно соединить на рисун
ке с глазом, вкус — с языком, запах — с носом, холод, тепло, боль — с кожей.
№ 22. Проанализируйте ответы учащихся: много ли они двигаются, ис
пользуют ли для этого все возможности.
№ 23. Зубы нужно чистить два раза в день: утром и вечером.

208
№ 28. Таблица может выглядеть так:
витамин С витамин Д витамин А
лимоны рыбий жир овощи
лук рыба сыр
чеснок сливочное масло

№ 29. Предложения можно закончить так:
Дима чистит зубы два раза в день: утром и вечером.
Петя — закаленный мальчик, потому что он любит физкультуру (много
гуляет; играет в подвижные игры; каждый день делает зарядку; увлекается
плаванием).
Утром нужно чистить зубы (принимать душ, делать зарядку, завтракать).
Спать будешь глубоко и спокойно, если в комнате открыта форточка;
если в комнате не душно; если перед сном много не ел; не играл в шумные
игры.
№ 30. Справа от тарелки должны лежать ложка и нож, слева — вилка.
№ 31. Папин папа — это дедушка. Внучка — это дочка сына или дочери.
Бабушка — это мама папы или мамы. Тетя — это сестра мамы или папы. Дя
дя — это брат мамы или папы.
№ 32. Слова объединяются в две группы: женские имена и мужские
имена.
№ 33. Рассуждаем:
1) У Лены волосы черные и голубые глаза. У Милы волосы рыжие, а гла
за серые. Значит, Ира русая и зеленоглазая. 2) Ира в платье, она самая
старшая.
№ 34. Учителю предоставляется возможность проанализировать взаи
моотношения каждого ученика в классе с другими детьми. Если ребенок
рисует себя на ступеньке выше, чем друга, значит, выполняет (или хочет
выполнять) роль лидера, если ниже — занимает подчиненное положение.
№ 36. Накануне этого урока предложите детям прочитать «Рассказ Ма
ши» и сделать к нему рисунки — чем еще семья может заниматься. Исполь
зуя рисунки, дети дополняют рассказ Маши.
№ 43. Ошибка в названии правого нижнего знака. Он должен называть
ся «Проход людей запрещен».
№ 47. Верен второй ответ.
№ 53. Верен третий ответ.
№ 58. Птичница, хлебороб, мельник, пекарь, рыбак, овощевод.
№ 62. На первом рисунке — Санкт Петербург, на втором — Владимир, на
третьем — Москва.

209
№ 63. Схема выглядит так: Рюрик — Олег — Игорь — Ольга.
№ 64. В России живет более ста народов.
№ 68. Зерноядный — суслик, всеядный — медведь, хищный — волк.
№ 77. При выполнении этого упражнения дети должны учесть, что к
домашним животным не относятся мышь, паук, кабан.
№ 82. Правильным является второй ответ.
№ 84. Береза, липа, дуб, клен.
№ 85. В феврале детеныши рождаются у медведицы.
№ 86. Ошибки в ответах № 2, № 5.
№ 88. Вода может находиться в трех состояниях: жидком (вода), твер
дом (лед), газообразном (пар).
№ 93. На первом рисунке — дом бобра, на втором — крота.
№ 95. Раскрасить кружок нужно около лягушки, тритона и жабы.
№ 96. Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка, бобр, волк, лось, зубр.
Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стре
коза.
Остались лягушка и жаба — они земноводные.
№ 97. К насекомым не относятся: паук (он относится к паукообразным
и имеет 8 ног), воробей (птица), карась (рыба), уж (пресмыкающееся).
№ 98. У паука 8 ног, значит — он не насекомое.
У таракана 6 ног, значит — он насекомое.
У кузнечика 6 ног, значит — он насекомое.
№ 100. Объединить слова можно так: лягушка — комар — болото; пче
ла — цветок — улей; капуста — бабочка — гусеница.
№ 101. Водоем — место обитания водяной лилии, осоки, ряски, рогоза.
Луг — место обитания мышиного горошка, ромашки, фиалки, клевера.
Сад — место обитания земляники и малины.

3 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 2. 10 — Х, 13 — ХIII, 16 — ХVI, 19 — ХIХ, 11 — ХI, 14 — ХIV, 17 — ХVII,
20 — ХХ, 12 — ХII, 15 — ХV, 18 — ХVIII.
№ 3. 1) 12 (ХII) век; 2) 20 (ХХ) век; 3) 21 (ХХI) век; 4) вторая половина
20 (ХХ) века.
№ 5. 1) земля; 2) Земля; 3) Земля.

210
№ 6. 1) планета; 2) Солнце; 3) Земля.
№ 9. Верен ответ 1.
№ 10. Земля входит в Солнечную систему. На Юпитере нет жизни.
Звезды светятся голубым, желтым, белым, оранжевым и красным светом.
№ 11. Год, в котором есть 29 февраля, называют високосным. Это —
каждый четвертый год.
№ 15. Вода реки — пресная, прозрачная. Вода болота — пресная, мутная.
Вода моря — соленая, прозрачная.
№ 17. Правильные высказывания — 1, 3, 5.
№ 20. Правильные ответы — 2, 3, 6, 7.
№ 23. 1) Промышленные и бытовые отходы.
2) Навоз.
3) Удобрения.
4) Бензин, нефть, мусор.
№ 25. 1) Искусственные водоемы: водохранилище, канал, фонтан. Ос
тальные — естественные. 2) Цвета растворов: а) красно малиновый, б) зе
леный, в) бесцветный, г) оранжевый. 3) Ответы к кроссворду: 1) глина,
2) болото, 3) река, 4) океан, 5) пруд, 6) озеро.
№ 27. В воздушном шарике будет больше углекислого газа, потому что
человек выдыхает углекислый газ.
№ 28. Верно только третье высказывание.
№ 33. Не разлагаются в почве капрон, железо, полиэтилен, стекло.
№ 36. В природе 4 царства: растения, животные, бактерии, грибы. Ху
дожник не нарисовал грибы.
№ 38. Дикорастущие растения — крапива, черника.
№ 45. Употребляют в пищу хлебные злаки, рис, пшено (просо), овощи,
фрукты и др. Используют для лечения: валерьяну, мать и мачеху, крапиву,
кору дуба, шиповник и др. Украшают дом ветками вербы и черемухи, роза
ми, гвоздиками, ромашками, венками из колосьев и др.
№ 46. Вороний глаз, вех ядовитый, белена, ландыш (ягоды).
№ 48. Правильные суждения: 1, 2, 4, 6.
№ 50. Корнеплоды — морковь, свекла, репа.
№ 52. Черенками размножается смородина, усами — земляника, лукови
цами — нарцисс (тюльпан), порослью — малина, клубнями — картофель.
№ 53. Правильные высказывания: 2, 3, 4.
№ 54. Лишние слова: 1) клен (лиственное дерево), 2) крапива (травя
нистое растение), 3) кактус (не растет в водоеме).
№ 55. Рисунки можно объединить так: хомяк — колос; белка — желуди,
шмель — клевер.

211
№ 56. Пауки не относятся к насекомым. Они паукообразные, у них 8 ног.
№ 57. Растительноядные животные — карась, олень, заяц. Хищные жи
вотные: сова, белый медведь, тигр, акула, щука, ястреб. Всеядные живот
ные — бурый медведь, кабан.
№ 58. Жилища диких животных: нора, берлога, улей, хатка, гнездо.
Жилища домашних животных: хлев, будка, клетка, птичник, конюшня.
№ 59. «Санитары» — волки, «общественные» — муравьи, пчелы; «иссле
дователи» — лягушки, собаки; «артисты» — попугаи, собаки.
№ 60. Объединить слова в группе можно, например, так: молоко — ко
рова — хлев.
№ 62. Амеба — одноклеточный организм. Все звери — многоклеточные
организмы.
№ 64. Правильные высказывания: 1, 3, 5, 7.
№ 68. Последовательность должна быта такой: Русь — Россия — Совет
ская Россия — Россия.
№ 69. Х, ХI, ХII, ХIII, ХIV, ХV.
№ 70. 1917 г. — 20 век, 1699 г. — 17 век, 1500 г. — 15 век, 1350 г. — 14 век.
№ 72. В высказывании есть ошибка: князь родился в 1700 г., то есть в 17
веке, а его жена — в 18 веке.
№ 74. Лариса — чайка, Наталья — природа, Георгий — земледелец, Вик
тор — победитель, Андрей — мужественный.
№ 75. Труд кормит, а лень портит. Что посеешь, то и пожнешь. Не си
ди на печи — будешь есть калачи. Долог день до вечера, коли делать не
чего.
№ 78. Гостиная — это большая комната в богатом доме для приема гос
тей. Горница — это самая большая и светлая комната в крестьянском доме,
в которой обычно семья собиралась по праздникам. Светелка — это не
большая комната в верхней части жилья.
№ 79. Супы: рассольник, грибная лапша, солянка, уха, бульон. Вторые
блюда: оладьи, котлеты, солянка, зразы, запеканка, яичница. Третьи блю
да: кисель, мусс, квас, желе, сбитень.
№ 80. Современная одежда — риза, мундир, сапоги, шинель, пальто, са
рафан, кеды, кепка.
Старинная одежда — тулуп, кокошник, риза, мундир, котелок, сарафан,
сапоги, шинель, лапти.
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что многие пред
меты одежды носили в старину и носят сейчас.
№ 82. Пляши, Матвей, не жалей лаптей. Пляши, милок, не жалей сапог.
№ 85. 1) пекарь; 2) тесто; 3) кулич; 4) пряник.

212
№ 86. Верен второй ответ.
№ 89. Верен второй ответ.
№ 91. Крепостное право отменил царь Александр II в 1861 году.
№ 92. 1) «Буратино»; 2) глина; 3) Маша умела печь пироги.
№ 93. Коса, грабли, вилы, мотыга (тяпка), плуг, борона, цеп, серп, ве
ретено, прялка.
№ 94. Изделия на рисунке расположены в следующем порядке: Дымко
во, Богородское, Гжель.
№ 95. На рисунке изображены: пресс, ткацкий станок, наковальня и
молот, верстак и рубанок, гончарный круг.
№ 97. Верен второй ответ.
№ 98. А.Н. Туполев — Ту 134, Н.Н. Поликарпов — По 2, А.Н. Яковлев —
Як 40, С.В. Ильюшин — Ил 86.
№ 100. Каменные постройки появились на Руси в Х (10) веке.
Датой основания Москвы считается 1147 год.
№ 101. Новгород, Углич, Псков, Суздаль, Владимир, Москва.
№ 102. Правильный ответ — полушка (монетка в четверть копейки).
Остальные монеты: рубль, копейка, гривенник (10 копеек) есть и сейчас.
№ 103. Строительство Москвы началось при князьях Юрии Долгору
ком, Данииле, Иване Калите. При внуке Ивана Калиты Дмитрии Иванови
че Донском начали возводить из белого камня Кремль.
№ 104. Верен второй ответ.
№ 105. Старше Москвы город Владимир. Он основан Владимиром Мо
номахом в 1108 году и назван в его честь. В 1157 году Владимир уже был
столицей Великого Владимирского княжества, а Москва в эти годы только
начала строиться.
№ 106. IХ — Х — XI — XIII — ХIУ — ХV — ХХ.
1156 г. — это 12 (ХII) век. Сейчас идет ХХI (21) век. Первая половина
ХVI (16) века — например 1521 год. Вторая половина ХIХ века — например
1861 год. Конец ХХ века — например 1991 год.

4 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 1. Правильный ответ: Человек питается, дышит, развивается, раз
множается.

213
Объяснения учителя: Человек обладает такими же признаками живого су
щества, как животное и растение.
№ 2. Правильный ответ: К нервной системе не относятся: сердце, че
реп, мышцы.
Объяснения учителя: Сердце — орган кровеносной системы, череп и мыш
цы — часть опорно двигательного аппарата.
№ 3. Правильный ответ: Кроме нервов в схему нужно включить голов
ной мозг, спинной мозг.
Объяснения учителя: Проверим это высказывание по тексту учебника.
№ 5*. Объяснения учителя: Будет ли гореть электрическая лампочка, ес
ли порван провод, по которому идет ток? Конечно, нет, мы в этом убежда
лись, когда в нашей квартире отключался электрический ток. Провода
«доставляют» электрический ток к каждому электроприбору. Так же про
исходит и в нервах. Они проводят сигналы в спинной и головной мозг, а
от них к каждому органу.
№ 14. Правильный ответ: Мясо, рыба, яйцо, молоко, горох — это белки;
хлеб, картофель, овощи, варенье, конфеты — это углеводы; масло, марга
рин, жирное мясо, орехи, подсолнечник — это жиры.
Объяснения учителя: Вспомним, что мы изучали в предыдущих классах.
Такие продукты, как яблоки, огурцы, помидоры, капуста, виноград, бога
ты углеводами, а различные масла — это жиры.
№ 16. Правильный ответ: Желудок, пищевод, печень, зубы, тонкая кишка.
Объяснения учителя: Легкие — орган дыхания, сердце — орган кровенос
ной системы, кости — части опорно двигательной системы.
№ 19. Правильный ответ: Вода, витамины.
Объяснения учителя: мочевина и углекислый газ выводятся из организма
как вредные для него вещества.
№ 22. Правильный ответ: Транспортную роль в организме человека вы
полняет кровеносная система.
Объяснения учителя: Вагоны грузового поезда перевозят (транспорти
руют) различные полезные грузы, поэтому кровеносную систему можно
сравнить с грузовым составом.
№ 40. Правильный ответ: Собака прячется в тень и высовывает язык.
Объяснения учителя: В тени не так жарко, как на солнцепеке. Собака вы
совывает язык, слюна испаряется и немного охлаждает язык. Собаке ста
новится легче дышать.
№ 41. Правильный ответ: Оттенки красного цвета: розовый, бордо
вый, малиновый, алый, вишневый, багряный, гранатовый. Оттенки сине
го цвета: васильковый, голубой, бирюзовый, темно синий.

214
Объяснения учителя: Вспомним объекты окружающего мира, которые
бывают разного оттенка красного (синего) цвета. Например, заходящее
солнце, яркий солнечный день, морские волны, цветник нашего парка и
др. Вспомним цвета розы, вишни, моря, васильков, незабудок, неба.
Практическая работа (с. 16). Правильный ответ: Через несколько се
кунд ощущения сладкого станут менее сильными.
Объяснения учителя: Это происходит потому, что язык «привык» к вкусу
и перестал на него реагировать так сильно, как вначале.
№ 52. Правильный ответ: Ненависть — любовь, жадность — щедрость,
грубость — вежливость, печаль — радость.
Объяснения учителя: Каждое чувство имеет свою противоположность,
как белое и черное, сладкое и горькое, плохое и хорошее.
Домашнее задание (с. 21). Ответы на кроссворд: внимание, память,
речь.
№ 60. Правильный ответ: Прямохождение, хорошо развитая кисть
руки.
Объяснения учителя: Когда человек перестал передвигаться на 4 конеч

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 «А»

Программа: «Перспективная начальная школа», авторы учебника

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

Тема урока: « От кого зависит твой режим дня?»

Форма - нетрадиционный урок с использованием интерактивной доски.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы, письма, полученные членами клуба из Москвы, презентация проекта «В чём значение сна для человека?», пословицы о здоровье.

Цели и задачи:

Образовательные – закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения, научить детей составлять режим дня, обсудить условия жизни, влияющие на их здоровье; постараться убедить их в том, что одно из условий хорошего самочувствия, а именно режим дня, зависит от их желания соблюдать его;

Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сознательного восприятия учебного материала, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию;

Воспитательные – воспитание познавательной активности, интереса к предмету;

Ход урока:

(Урок проводится в форме заседания клуба « Мы и окружающий мир».)

I.Организационный этап.

Ребята, сегодня на уроке мы проведём одиннадцатое заседание клуба

« Мы и окружающий мир» (см. Приложение, слайд 1)

Все готовы? (Членам клуба надо было принести членские билеты и письма, которые они получили из Москвы.)

Эмоциональный настрой (см. Приложение, слайд 3).

Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят позвал он в класс.

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем!

Начнём наше заседание с выбора председателя, который будет его вести.

(По желанию учащихся)

Председатель занимает место за учительским столом и предлагает назвать тему, отгадав кроссворд.

Председатель назначает руководителей групп, которые получают кроссворд с заданиями (см. Приложение).

Руководитель группы напоминает (может зачитать или рассказать) членам группы правила поведения во время работы.

Решите кроссворд и найдите спрятанное слово:

1.Физические упражнения, направленные на развитие и укрепление организма (спорт).

2.Гигантский раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло, необходимое человеку для жизни (солнце).

3.Установленный распорядок дня (режим).

4.Органические вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах (витамины).

5.Усталость, ослабление сил (утомление).

6.Смесь газов, необходимая для дыхания человека (воздух).

7.Воспитание стойкости и выносливости, способность противодействовать неблагоприятным условиям (закаливание).

8.Часть тела (шея).

Молодцы. Каждая группа справилась с заданием. Какие же слова спрятались в кроссворде? (режим дня)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Итак, тема нашего заседания: « От кого зависит твой режим дня?»

(см. Приложение, слайд 2).

II.Постановка целей урока.

III.Работа над темой урока.

Учитель, который сидит за одной из парт, с разрешения председателя делает первое сообщение.

Рассказывает о том, что

Такое же заседание недавно провели ученики села Мирного. На это заседание они пригласили детского врача Тамару Егоровну, которая рассказала членам клуба о том, что природа создала все условия в селе Мирном, чтобы школьники росли здоровыми. В селе чистый воздух, прекрасная вода, экологически чистые продукты.

А какие условия для нормальной жизни есть в нашем городе?

Эти условия обязательны, но не всегда созданы взрослыми, которые должны позаботиться об этом.

Только ли от природы зависит твоё здоровье?

Есть очень важное условие, которое во многом зависит от нас. Что это? (Режим дня)

А теперь немножко отдохнём.

Физминутка (см. Приложение, слайд 4)

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка!

За прыжком опять прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

Согласен ли Миша с тем, что режим дня зависит от него?

Как он считает? (Он считает, что мама решает за него, когда следует ложиться спать, когда вставать и чем заниматься в течение дня.)

Прав ли Миша? Все ли разделяют мнение Миши?

Костя Погодин уверен, что Миша не прав. Режим дня зависит от конкретного человека.

А вы, ребята, как считаете?

IV. Работа в группах

Председатель : Обсудите, пожалуйста, в группах - кто разделяет точку зрения Миши?

А кто Кости?

(После того, как все выскажут своё мнение, учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике.)

Учитель : - Рассмотрите рисунки в учебнике.

В какое время Маша ложиться спать?

Сколько часов она спит?

Сколько времени в сутках у нее остается на другие дела?

Ребята перечислите, пожалуйста, что вы делаете в оставшееся от сна время?

Вы готовы показать, как проходит ваш день?

Я даю вам карточки с названием режимных моментов. Вы должны, работая в группе, расположить их по порядку. Кому нужна помощь - можно обратиться ко мне или к председателю.

Зарядка обед одеться

Ужин уроки прогулка

завтрак подъём сон

Школа застелить постель

Свободное время

V. Обсуждение составленного режима дня

Председатель : - Я попрошу руководителей групп озвучить составленный режим дня.

Давайте поможем Мише ответить на вопрос: «Является ли уборка снега после уроков отдыхом?»

(Следует обратить внимание, что один из важных моментов режима дня - это чередование труда и отдыха)

(см. Приложение, слайд5)

  • Помни твёрдо, что режим людям всем необходим!

А теперь сравните составленный вами режим дня и режим, который приготовила я. (см. Приложение, слайд6)

1.Подъём

2.Умывание

3.Зарядка

4.Одеться

5.Застелить пост.

6.Завтрак

7.Школа

8.Обед

9.Прогулка

10.Уроки

11.Ужин

12.Свободное время

13.Сон

Какая группа сделала так же?

Выполним задание в тетради (№ 60)

(Проверка в группах)

VI. Закрепление

Учащиеся читают записанное на доске письмо от Миши Иванова.

– Прочитайте рассуждения мальчика. Поясните его советы.

«У меня есть три совета, как сохранять здоровье. П е р в ы й – надо делать всё вовремя: учить уроки, делать зарядку, отдыхать, ложиться спать.

В т о р о й – дружить с солнцем, воздухом и водой, закаляться. А это мой т р е т и й совет:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!..

– О чём первый совет мальчика?

– Что значит дружить с солнцем, воздухом, водой?

– Что надо делать, чтобы следовать третьему совету?

– Подчеркните, что помогает закаливанию:

«Все лето купаюсь в реке. Стараюсь всегда ездить в транспорте, а не ходить пешком. Осенью гуляю в любую погоду. Если прохладно, надеваю теплые вещи. Зимой катаюсь на лыжах. Обливаюсь холодной водой. Сплю только при закрытой форточке. Стараюсь много двигаться, и тогда никакой мороз мне не страшен».

– Что вы делаете для закаливания?

– Соедините линиями части пословиц и поговорок. Поясните их значение.

– Для сохранения здоровья нужно следить за тем, чтобы организм вовремя получал пищу, нагружался умственной и физической работой, отдыхал. И, конечно, надо заниматься спортом, читать интересные книги, играть с друзьями. Чтобы всё успевать, соблюдайте режим дня. Ещё необходимо знать и выполнять правила безопасности.

Учитель :- А теперь я предлагаю ответить на вопросы, сорвав лепестки ромашки.

(Ромашка прикреплена на доске.)

  1. Чистить зубы надо …. (2 раза в день)
  2. Нужно всегда мыть ….. (руки, шею, лицо)
  3. Никогда не ешьте немытые ….(овощи, фрукты)
  4. Во время еды нельзя…..(разговаривать, баловаться)
  5. В одно и тоже время надо…..(вставать, ложиться спать, делать уроки)

Учитель: - Молодцы!

Председатель : - А почему надо есть в одно и то же время?

(Обсуждение в группах)

Почему надо ложиться спать в одно и тоже время?

(Обсуждение в группах)

VII. Презентация проекта

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с очень интересной творческой работой, выполненной ученицей нашего класса Панзиной Полиной. Её очень заинтересовала тема «Сон» (см. Приложение)

VIII.Подведение итогов

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке и выполнили все задания. Я благодарю за активную работу председателя и прошу остальных членов клуба рассказать о своём участии в мероприятиях, которые проводит их клуб «Мы и окружающий мир».

Что нового узнали на уроке?

Что такое режим дня? (Это правильная организация своего дня, чередование труда и отдыха).

Почему надо выполнять режим дня?

Какой вывод сделаем?

(см. Приложение, слайд 7)

Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.

Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после работы и после посещения туалета.

Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.

IX.Домашнее задание

С.66-69, отвечать на вопросы.

Литература

1.Окружающий мир 2 класс (методическое пособие) по программе «Перспективная начальная школа»

2.Наш мир, часть2 (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова)

3.Хрестоматия «Наш мир»

4.Я иду на урок в начальную школу; Природоведение. Книга для учителя.- М.: Изд-во «Первое сентября»,2002

5.Я познаю мир: Дет.энциклопедия; М.: ТКО «АСТ», 1995.

6. Г.И. Куценко, Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни».

7. Ротенберг Р. «Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья».

8. Соколов П.П. «Победа над бессонницей».

9. Даль В.И. «Пословицы русского народа второй том».