На лечение николая караченцова нужен миллион. Николай Караченцов

Есть такая фраза - все мы родом из детства. Вот и актёры, которых мы полюбили ещё будучи детьми, которые играли для нас в сказках и детских фильмах, остаются для нас любимыми на всю жизнь. Одним из таких актёров для меня является Николай Караченцов. После роли Ури из "Приключений Электроника" он стал для меня одним из самых узнаваемых и любимых актёров


Со временем я узнал и другие роли Николая Петровича. Я его уже знал не только как Ури или короля Жан-Жана Заморского. Теперь он для меня был Бусыгин из "Старшего сына" и Резанов из "Юноны и Авось", Билли Кинг из "Человек с бульвара Капуцинов" и Муханов из "Криминального квартета", Родион из "Чокнутых" и Де Муи из "Королева Марго". Актёр был и остаётся одним из самых любимых

"Себя, пожалуй, надо Коле
Показывать в актерской школе
И длить урок как можно дольше:
Умеет все. И даже больше"
© А. Иванов

Сегодня, в день его рождения, давайте пожелаем ему сил и здоровья и вспомним самые яркие из его ролей

"Старший сын"

Замечательный дуэт молодых Караченцова и Боярского. Бусыгин и Сильва. И Сарафанов в исполнении Евгения Павловича Леонова. Один из самых любимых фильмов по великолепной пьесе Александра Вампилова

"Собака на сене"

Маркиз Рикардо. "Венец творенья, дивная Диана, Вы сладкий сон, вы сладкий сон! Виденьями любовного дурмана Я опьянён, я опьянён"

"Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись"

Небольшая, но по мне заметная роль бедняги Джефферсона Хоупа. Жаль только, что роль была сильно урезана сценаристами. По книге она была куда больше

"Приключения Электроника"

Ури! Ури! Узнай, где у него кнопка!
- Мне она уже снится!..

"Белые Росы"

Балагур Вася. Рубаха парень, свой в доску. Тем и близок. «Обломал немало веток, наломал немало дров»

"Юнона и Авось"

Граф Николай Петрович Резанов. Больше 20 лет артист неизменно играл его в лучшем спектакле Ленкома. И наверное играл бы ещё, если бы не авария. Ничего не хочу сказать плохого про Певцова и Ракова, но они не Карченцев. Такого Резанова уже не будет

"Моонзунд"

Александр Карлович фон Кнюпфер. Одна из самых успешных экранизаций Пикуля. А ещё говорят, что в перестройку хорошего кино не снимали. Снимали, вот только не все эти фильмы видели

"Человек с бульвара Капуцинов"

Билли Кинг. Ох как же мне было жалко Билли, в конце фильма. Именно поэтому я не люблю мистера Фёста. Таких друзей бросать нельзя

"Криминальный квартет"

Марат Муханов. Муха. По моему эту роль Николай Петрович делал под Бельмондо, которого не раз блестяще дублировал

"Светлая личность"

Егор Филюрин. Блестящая сатира Ильфа и Петрова, актуальная и в наши дни

"Ловушка для одинокого мужчины"

Даниэль Корбан. Хоть фильм и снят в эпоху "кооперативного кино", он выше на голову фильмов этого жанра.

"Чокнутые"

Родион Кирюхин. Всегда поражало, как Суриковой удавалась в своих фильмах собрать такой звёздный состав. Что ни фильм - просто калейдоскоп лучших советских актёров тех лет

"Петербургские тайны"

Отставной поручик Ковров. Один из немногих отечественных сериалов, за который не стыдно.

"Королева Марго"

Де Муи. Непонятно, зачем сценаристы из бесстрашного воина, верного своим убеждениям сделали звездочета

"Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского"

Роман Дубровский. Воспринимал этот сериал, как продолжение "Криминального квартета". Есть что-то общее у Дубровского и Муханова

Возлюбленная Николая Караченцова родила мертвого ребенка и погибла из-за острой алкогольной интоксикации.

55 лет назад - 27 марта 1961 года - на экраны вышла лента «Прощайте, голуби!», ставшая дебютом Светланы Савеловой. Увы, ее успех оказался быстротечным. Сыграв всего в шести фильмах, в их числе популярная комедия «Семь стариков и одна девушка», она вдруг исчезла из кино, хотя и продолжала работать в театре.
Как говорят, из-за несложившейся личной жизни, Савелова все чаще искала утешения на дне стакана. В 1999 году тело 57-летней актрисы на третий день после смерти нашли в ее квартире на окраине Москвы.
Ни одного интервью Савеловой, ни воспоминаний ее друзей почему-то не сохранилось. Но нашему репортеру удалось разыскать людей, для которых имя Светланы Ивановны - не пустой звук.
Когда в 1960 году режиссер Яков Сегель в своей киноповести «Прощайте, голуби!» снял никому не известную девушку из Севастополя - обворожительную Светлану Савелову, это стало маленькой сенсацией. В то время Свете едва исполнилось 18.
Вскоре после премьеры она поступила в знаменитую Щуку, где училась с будущими мэтрами Александром Калягиным и Валентином Смирнитским.


После школьного выпускного. Света с однокашницей Надей Сицкой. Семиклассница (1956 г.) (в круге)
- Савелову очень любила наш мастер Вера Константиновна Львова, - вспоминает однокурсник Светланы Ерванд Арзуманян. - Удивительное обаяние, которое мы видели на киноэкране, странным образом сочеталось с ее несносным характером. В этой девчушке поселилась вздорная капризная душа. Ее побаивались даже самые крутые парни, хотя вздернутый носик, надменный взгляд, точеная фигурка моментально притягивали мужское внимание. Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Подруг у нее было мало. Оставались только те, кто умел ей подчиняться. Свой «звездный статус» (у нее одной на курсе уже была главная роль в кино) Савелова несла до самого выпускного. Мне кажется, такое поведение можно отнести к комплексу ее маленького роста.
После окончания училища Светлану пригласили в Вахтанговский театр. Но вскоре она решила уйти оттуда к знаменитому Анатолию Эфросу в Театр имени Ленинского комсомола.
- В этом была роковая ошибка, - вздыхает Ерванд Ашотович. - Интересных ролей ей не давали. Все они доставались музе Эфроса - актрисе Ольге Яковлевой.
Впрочем, смена худрука и появление в труппе Марка Захарова лишь на время исправили ситуацию. Хотя Марк Анатольевич возлагал большие надежды на звезду фильма «Семь стариков и одна девушка».


С Валентином СМИРНИТСКИМ в комедии «Семь стариков и одна девушка»

Звонкие пощечины

Через год после получения диплома Савелова выскочила замуж за земляка, тогда еще студента Щуки и будущего режиссера Геннадия Байсака. Свадьбу сыграли в их родном Севастополе. Но не прошло и года, как пара распалась.
- Мы были слишком несмышлеными, - разводит руками Геннадий Михайлович. - Расстались из-за несходства характеров: оба амбициозные максималисты, резкие в суждениях, обоим хотелось доказать свое превосходство. Какая уж тут семейная жизнь…
С Байсаком согласен и директор «Ленкома» Марк Варшавер:
- У Светланы Ивановны был тяжелый нрав. Она вела обособленный образ жизни. Под конец жизни в спектаклях занята была крайне мало. Последней ее работой стала роль в массовке, в постановке «Мудрец». Мы с Марком Захаровым очень терпимо к ней относились. Хотя Савелова порой грешила: нарушала, так сказать, производственную дисциплину, пропускала репетиции, однажды чуть спектакль не сорвала… Попробуйте поискать близких Савеловой в Севастополе, они вам больше расскажут.
Вскоре автор этих строк вышел на школьную подругу нашей героини Анастасию Варганову.
- Мы, дети войны, росли на улице, - поделилась она. - Катались по очереди на одном велосипеде, играли в лапту и в казаков-разбойников. Вместе со Светой первые пять лет я училась в 4-й женской школе, потом нас перевели в 5-ю. Аттестаты зрелости получили в 1959 году. Светлана сразу поступила работать в аптеку расфасовщицей лекарств. Когда же она выучилась на артистку, встречи стали редкими.


КАРАЧЕНЦОВ и САВЁЛОВА в дебютном для него спектакле в «Ленкоме» «Конец Хитрова рынка»
Варганова прекрасно помнит, как полвека назад - в 1966 году - гуляла в Севастополе на свадьбе подруги с Байсаком.
- Света всегда была разборчивой в мужиках, - считает собеседница. - А тут такой интересный человек встретился, из чудесной семьи. Его отец был капитаном второго ранга, мама - домохозяйка. Свадьбу устроили шикарную: столы ломились от угощений, черной и красной икры. Все светились от счастья. А через год Савелова ошарашила нас известием о разводе. Гена в ней души не чаял, во всем старался угодить. Но, по ее словам, этим и не нравился.
Варганова называет Светлану дерзкой. И вот почему:
- С незнакомыми людьми, особенно с юношами, она не церемонилась. А все из-за крайней навязчивости с их стороны. С Савеловой невозможно было спокойно пройти по городу. Ее большие груди вываливались из лифчика, как сейчас у Ани Семенович. И мальчишки все время норовили их потрогать, а в ответ получали звонкие пощечины.
Семья, в которой выросла Савелова, была очень скрытной. Гостей, кроме нас - школьных подруг, не принимали. Говорили, что отец Светланы погиб на войне. А мама, Раиса Ивановна, работала в военном госпитале фельдшером. Но в дочке творческую жилку развивала: организовала балетную студию в 5-й школе. Света там танцевала в настоящей пачке, легко садилась на шпагат.
На Новый год Савеловы всегда ставили роскошную елку до потолка, ветки которой гнулись под тяжестью игрушек и сладостей. Это очень удивляло, ведь семья размещалась в одной комнате двухкомнатной коммуналки. У них даже комода и шифоньера не было, вещи хранили в мешках под кроватями.
Старшая сестра Светы Людмила училась в нашей школе на класс старше, потом стала медсестрой. Был еще и младший братишка, Сережа.

Снимок сделан сразу после свадьбы САВЁЛОВОЙ и БАЙСАКА. Рядом с ними (справа) ближайшая подруга Светланы - Анастасия ВАРГАНОВА (Севастополь, 1966 г.)

Мама - разлучница

- Савелова много рассказывала о своей учебе на актрису в Москве, о любви народа к Высоцкому. Сама мечтала с ним встретиться. Говорила, что влюблена в его песни, - продолжает Анастасия Варганова. - Помню, как в 1975 году ездила с детьми к ней в столицу. Света тогда жила в кооперативной «однушке» с балконом, на котором росла аптечная ромашка. Квартира находилась в доме на улице Чехова недалеко от «Ленкома». Света казалась веселой и счастливой, нарядилась в длинную модную ситцевую юбку из двух тканей, закрученных по спирали. Показала моим детям несколько реверансов и очень смешно изображала дыхание собаки при беге. А потом Савелова навязчиво попросила меня купить бутылку сухого вина. Я попыталась отказать, зная, что вечером у нее репетиция. Но она спокойно парировала, мол, не пойдет в театр. Что я могла тогда сделать? Мы так редко встречались.
В последний раз разговаривала с ней по телефону где-то в 1981 году. Интересно, тогда она так и не призналась, что со мной говорит Савелова. Голос был ее, но очень грубый, прокуренный, пропитой. Похоже, алкоголь крепко вошел в ее жизнь. В начале 2000-х, когда Светы уже не было в живых, но я об этом еще точно не знала, случайно встретила на улице Севастополя ее сестру. Людмила сообщила, что недавно похоронила маму. Я задала вопрос: «А где Светлана?» - потому что среди подруг ходили разговоры о ее гибели в каком-то ресторане. Будто бы она убилась, упав с крутой лестницы. Удивительно, но Люда ответила, что сестра работает по контракту за границей, а письма не может писать, потому что у нее очень длинные ногти.
С помощью Анастасии Варгановой я разыскал в Севастополе близкую школьную подругу Савеловой - Людмилу Кравцову.
- Свету нашу жалко невыносимо, - вздохнула она. - Что-то страшное произошло с ней в конце жизни. Когда женщине под шестьдесят, а рядом ни семьи, ни детей, любая может слететь с катушек…
У Савеловой прибалтийские корни: отсюда, думаю, волосы светлые и глаза голубые. Только представьте: миниатюрная натуральная блондинка с пятым или шестым размером груди. Мужики от нее глаз оторвать не могли. Сама Света рассказывала, что, когда режиссер Яков Сегель увидел ее впервые, долго стоял с открытым ртом. Потом они вместе уехали в Ялту, где проходили съемки фильма «Прощайте, голуби!».
Семья у Савеловой была очень сложная, к тому же бедная. Мама одна тянула троих детей. Все они от разных мужчин. Светин брат Сережа плохо кончил: выпивал, а потом погиб при странных обстоятельствах.
По словам Кравцовой, Савелова кого попало из мужчин к себе не подпускала.


Прах кинозвезды…
- Но если уж ей кто понравился, отдавала себя без остатка, - добавляет подруга. - Да, она могла нагрубить, даже матом обложить. Но человеком была очень верным. Читала где-то, будто у Светки были бурные романы со Збруевым и Караченцовым. Что касается Александра - чистой воды брехня. Они, конечно, общались, но только по-дружески, как коллеги по театру. А вот с Николаем любовь получилась сильная. Коля помоложе ее. Пришел в «Ленком», когда Савелова уже была звездой и крепко помогала ему на первых порах. Помню, как в гримерке Караченцов задушевно пел нам романсы своим пленительным голосом. Не разлучались они сутками… Знаю, что разрыв отношений Коли со Светкой состряпала его мама. Она работала балетмейстером, считала себя аристократкой. Все про всех знала. И долго не могла терпеть рядом с сыном никого, кроме себя. А тут появляется какая-то пигалица, да еще с характером.
У окружающих было такое впечатление, что Савелова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом. Но вот расстались…
Потом Светлана, как уверяет Кравцова, встретила разведенного ракетчика:
- Очень красивый, импозантный мужчина, с восточной внешностью. Савелова продала свою квартиру на улице Чехова и переехала к нему в «двушку» в районе Останкино. Жили они враздрай - страшно ругались, потом бурно мирились, и так по нескольку раз на дню. Однажды приехала к ним и не знала, как себя вести: посидели за столом, поговорили, потом они так сильно подрались, хоть милицию вызывай. Несмотря на постоянные конфликты, этот человек очень любил Свету. Глядел на нее как на божество. Выпивали, они, конечно. Но тогда же все пили. И тут случилось то, что, видимо, окончательно ее подкосило. В сорок лет Светка решила завести от этого мужика ребенка. Но родила мертвого мальчика. Конечно, ей об этом раньше надо было думать. А то все съемки да театр. Вот свою жизнь и профукала.


… упокоен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища в Москве

Последнее «прости»

- Летом Савелова постоянно приезжала в Севастополь, - продолжает Людмила Кравцова. - Без моря жить она не могла. Очень любила загорать голяком на диких пляжах…
Однажды до нашего города дополз слух, будто она попала в автокатастрофу. Потом стали сплетничать, что на нее свалилась декорация и повредила лицо. Смотрю, Светка очередное лето пропустила, не приехала. На следующее является. И вроде сторониться стала, общается как-то заторможенно. Но никаких шрамов на лице не видно. «Странно, - думаю, - неужто пластическую операцию сделала?» А она молчит как партизан. Гораздо позже, когда стало ясно, что с Савеловой произошла жизненная драма, до меня дошло, что она придумала для окружающих эту автокатастрофу. Уверена, потеря формы и проблемы с лицом - из-за пьянок. Поэтому так резко отстранилась от всех.
… Разыскать на Николо-Архангельском кладбище место захоронения Светланы Савеловой не сложно. В 303-й нише 6-й секции 9-го колумбария постоянно живые цветы.
О прощании со Светланой Ивановной мне рассказал бывший администратор «Ленкома» Валерий Курицын:
- В театре мы виделись с Савеловой всего несколько раз, мельком. В 90-е в спектаклях она практически не играла. Говорили всякое: что болеет, не в форме. Никто из театральных не знал даже, где она живет. Но зарплату получала. Благодаря долготерпению Марка Захарова из «Ленкома» ее не увольняли. Погреться в таких ярких лучах славы и скатиться на самое дно - для красивой женщины равносильно смерти… По моим сведениям, Савелова была замужем за отставным майором милиции, уволенным из органов за пьянку. Этот человек несколько раз приходил получать вместо жены зарплату. В театре знали, что он сильно злоупотребляет спиртным. К чему склонял и Светлану Ивановну.
В памяти остались моменты, связанные с прощанием с актрисой. Именно я занимался ее похоронами. В один из дней в конце января 1999 года нам позвонили из судебно-медицинского морга с просьбой приехать опознать и забрать тело Савеловой. Сообщили, что ее нашли в квартире бездыханной. Пролежала она там несколько дней. В документе о смерти, который нам выдали, стоял жуткий диагноз - острая алкогольная интоксикация с поражением печени. Нижнее белье для покойной мы сами покупали, платье подходящее нашли в реквизите костюмерного цеха. Театр оплатил место в колумбарии Николо-Архангельского кладбища, кремирование и изготовление памятной таблички. Захоронение, кстати, оформлено на мою фамилию. А тот сожитель Савеловой даже не пришел с ней проститься.
Зато, по словам Курицына, в последний путь Светлану Ивановну провожали коллеги-актеры:
- Николай Караченцов, хорошо это помню, на церемонию опоздал. Влетел запыхавшийся в траурный зал, когда гроб с телом уже опустили в углубление для отправки на кремацию. Никого не замечая, рыдая в голос, Коля бросил букет на опустевший катафалк. Так и не успел сказать последнее «прости» бывшей возлюбленной…

В кино ее привел случай. Света Савелова жила в Севастополе и работала продавщицей в продуктовом магазине. Однажды за покупками в этот магазин зашел режиссер Яков Сегель. Он как раз искал актрису на роль медсестры Тани Булатовой в фильм «Прощайте, голуби!»

Кого он только не приглашал на пробы! Приходили студентки театральных вузов, приводили к нему и девушек по знакомству. Он даже подавал объявление в газету о поиске. Но ни одна из них не казалась Сегелю подходящей. И тут, глянув на Свету, стоящую за прилавком, он понял: вот та девушка, которую долго искал. А ей и в голову не приходило, что она когда-нибудь станет артисткой. Светлана Савелова собиралась поступать в медицинский институт. И тут она почувствовала себя Золушкой из сказки.

Фильм «Прощайте, голуби!» прошел с успехом не только в СССР, но и за границей, получил премии фестивалей в Швейцарии, Чехословакии, Австралии. Конечно же планы Светланы на будущее изменились. Она поступила в Щукинское театральное училище. А после его окончания ее пригласили в Театр имени Вахтангова, а потом – в Театр имени Ленинского комсомола.

Молодую, красивую актрису часто звали сниматься и в кино. Она снялась в комедиях «Зеленый огонек», «Последний жулик», в мелодраме «День солнца и дождя». А в 1968 году ей досталась главная роль в комедии «Семь стариков и одна девушка». И опять успех! А потом была картина «По Руси». Но она оказалась провальной, а на актеров, снимавшихся в ней, легла тень...

Впрочем, у Савеловой оставался еще театр. Ее способности оценил Марк Захаров. Он доверял ей большие роли. Добрая, заботливая, нежная – она нравилась мужчинам. Но ей почему-то не везло в жизни.

Студенткой она вышла замуж за режиссера Геннадия Байсака. Но вскоре брак распался. Потом она увлеклась Александром Збруевым. Это был бурный роман. Но ему Светлана предпочла другого. Она влюбилась без памяти в Николая Караченцова. Многие думали, что дело идет к свадьбе. Но оказалось – не судьба. Караченцов встретил Людмилу Поргину, будущую жену. Для Савеловой это стало тяжелым ударом. Ей казалось, жизнь кончена и ей никогда не стать счастливой...

Светлана стала пропускать репетиции в театре, выпивать. Захаров пытался встряхнуть ее, но у него ничего не получалось. Артистка ушла с головой в страдания. Пришлось забрать у нее роли, а потом ее перестали выпускать на сцену даже в массовке.

Савелова все чаще и чаще прикладывалась к бутылке. Нашелся у нее и друг по несчастью – актер Сергей Милованов. Красивый, талантливый, он прекрасно пел песни Булата Окуджавы, Александра Галича. Но губило его пристрастие к спиртному. Вместе они катились по наклонной.

В какой-то момент Савелова опомнилась. Ушла от него. Но все же не смогла отказаться от алкоголя. Она опять вышла замуж – за пьющего милиционера.

Однажды, возвращаясь с очередной гулянки у друзей, артистка и ее супруг попали в автокатастрофу. Врачам удалось выходить Светлану. Но на ее лице остался навсегда уродливый шрам. Она очень переживала, что ее лицо изуродовано, прятала шрам под локоном волос. И еще больше уединилась, замкнулась в себе.

В театр она приезжала только в день зарплаты. Ее держали в штате из жалости. Из-за крайней нужды она продала свою квартиру в центре и купила убогое жилье на окраине. А в январе 1999 года она за деньгами не пришла. Сотрудники театра забеспокоились на третий день. Дверь квартиры пришлось взламывать. Ее бездыханное тело обнаружили лежащим на полу. Разбираться, от чего она умерла, не стали. Требовать проведения экспертизы было некому – у Савеловой не оказалось ни близких друзей, ни родственников.

Похоронили артистку на Николо-Архангельском кладбище. На прощание пришли только служащие театра, а платье на покойницу надели из реквизита – у нее дома не нашлось никакой приличной одежды.

На тот момент Поргина была второй раз замужем за каскадёром Виктором Корзуном. Но развелась ради того, чтобы быть вместе с Караченцовым. Они поженились в 1975 году, а спустя три года родился единственный сын Андрей.

«У всех свои слабости. Кто-то тянется к выпивке, а Коля гулял налево. Да, Караченцов любил девочек. Вроде с Ольгой Кабо у них что-то было, но роман длился недолго, расстались они мирно», — рассказывал друг актера, каскадер Сергей Микульский.

Бывшая балерина Елена Дмитриева заявляла, что у них с Караченцовым был роман на протяжении 20 лет - вплоть до автокатастрофы.

После той страшной аварии в 2005 году у супругов началась новая жизнь, которая проходила в больницах и реабилитационных центрах. Николай Петрович ласково называл супругу девонькой, даже спустя 43 года совместной жизни.

Как только Караченцов немного оправился после аварии, Поргина начала водить его на премьеры в театр и на разные светские мероприятия. Друзьям актера это очень не нравилось. Но сам Караченцов говорил, что ему это нужно — чтобы чувствовать себя живым.

Главные роли в картине сыграли Ольга Кабо и Николай Караченцов.

Кабо вписалась в роль мгновенно, потому что Марию - чистую, нежную, чуть ироничную и прекрасную - Оле и играть было нечего. Эта роль замечательно ложилась на ее высокий чистый лоб, бархатные глаза в пол-лица… И хотя я смотрела других актрис, это было скорей просто опробование характера, а не поиск исполнительницы.

А вот с ролью корнета Родика Кирюхина у меня как-то не складывалось. Мы искали актера не старше тридцати. И не находили.

Олег Меньшиков, как всегда, «ускользал из объятий», и делать на него ставку было опасно.

Другой претендент смутил меня тем, что прежде чем прочесть сценарий, спросил, сколько он получит. Может, это была его шутка, но чувство юмора в тот момент мне изменило.

Николай Петрович Караченцов пришел по старой дружбе просто помочь провести пробы, подыграть Оле Кабо. Но он так хорошо «подыграл», что я затосковала. Когда работа в кино перерастает в дружбу, это дорогого стоит и случается не часто. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, что у тебя на экране.

Тем не менее мы продолжали пробовать других молодых актеров. В конце концов я поняла, что лучше возвести корнета в звание поручика.

Но Караченцов уже уехал с театром на гастроли в Питер. На душе сделалось тревожно: вдруг его перехватит другой режиссер и мы не сможем работать вместе?

Я помчалась в Питер.

Поезд подходил к Ленинграду, и по вагонному радио, которым по утрам будят пассажиров, вдруг зазвучал голос Николая Петровича. Он пел: «А жизнь во всем всегда права, и у нее свои слова». Он отвечал мне на мои поиски и терзания. Вот и не верь после этого в предзнаменования!

Я нашла Николая Петровича в гостинице «Октябрьская» и с порога спросила:

Если я присвою вам звание поручика, вы будете у меня сниматься?

Лучше бы сразу фельдмаршала! Но если у вас не нашлось подходящих эполет… Согласен пока на поручика.

Во время съемок стало ясно, что мы искали и ждали именно его, этого поручика. В нем сочетались озорство и суровое военное прошлое, ироничность и напор, авантюризм и безоглядная вера в правое дело. Ни в ком другом этого крутого замеса не было - молоды… Загадочная русская душа жила в поручике истинно и вольготно.

Загадочная русская душа,

В тебе сегодня песенная нежность,

А завтра безрассудная мятежность.

Так хороша ли ты - нехороша…

Юрий Энтин и Геннадий Гладков писали песню о загадочной русской душе, уже слыша голос Петровича, уже представляя удаль его героя.

…Кто-то может удивиться, что я настойчиво величаю Караченцова Николаем Петровичем. Это вовсе не приятельская шутка. Мы действительно общаемся исключительно на вы и по имени-отчеству. И хотя дружны много лет, но никогда не переходили на ты. Иногда в момент особого творческого единения я могу назвать его «Петрович» - но все равно на вы.

Так же мы общались с Андреем Александровичем Мироновым.

А, например, с Леней Ярмольником мы давно на ты. Правда, иногда, когда ситуация заворачивает куда-то не в лучшую сторону, мы переходим на вы, чтобы поставить необходимый барьер:

К барьеру, Леонид Исаакович!

Извольте, Алла Ильинична…


Кроме «Человека с бульвара Капуцинов», «Двух стрел» и «Чокнутых» у нас с Петровичем есть еще маленький клип «Леди Гамильтон». Он - как «легкое дыхание», как междометие, как мечта о прошлом (слова Юрия Рыбчинского, музыка Владимира Быстрякова). Один кадр из этого клипа мне особенно дорог. Там офицер, которого играл Караченцов, уходит с дамой (Олей Кабо), из-за которой только что дрался, - уходит спиной от камеры. Но что это за спина! С приподнятыми от ощущения собственного достоинства плечами и победительно оттопыренными руками: ну что, взяли?! Это не вычислено. Это прожито…

Когда нам изредка удается собраться всем вместе, то еще «до первой» мы обязательно смотрим наш клип. А потом и после первой…


На премьере «Чокнутых» в Доме кино один коллега Николая Петровича по театру подошел ко мне с поздравлениями, а потом все-таки укусил:

Но почему Караченцов? Что, уж и артистов нет других?! - При этом у него было абсолютно нецензурное выражение лица. Видимо, наш фильм наступил ему на самое то место, где больно. Мне стало его жаль.

Ничего, - ответила я. - Не переживай так. У тебя еще все сложится.


…Мы снимали сцену объяснения в любви между Родиком и Марией. В этот день у Оли была температура тридцать девять. Я должна была бы отменить съемку, но Ольга сказала:

Я же понимаю, что из всех температур для нас важнейшей является кино. Давайте снимать…

Она сыграла вдохновенно и прочувствованно. Быть может, даже более прочувствованно, чем было предусмотрено сценарием. Мне показалось, что Оля в тот момент думала о своей несбыточной любви и красивые крупные слезы, катившиеся у нее из глаз, были не слезами киноактрисы, а своими, настоящими.

Караченцов, увидев их, немедленно среагировал и отыграл: он провел рукой по Олиному лицу и сказал: «Соленые… Настоящие, значит?» Это тоже не было предусмотрено сценарием.


Оля вообще человек самоотверженный. Рисковый. И все хочет делать сама. В фильме «Крестоносцы» она неслась на мотоцикле с Сашей Иншаковым в коротеньком сарафанчике, едва держась одной рукой за мужественное Сашино плечо. Мотоцикл попал на разлитое масло (какая-то Аннушка постаралась), и актриса просто осталась без кожи на руке и ноге. Заживали раны долго, болезненно. Но съемок Ольга не остановила.

Вдруг звонит мне из Турции:

Завтра прыгаю из окна четвертого этажа гостиницы. Это финальный кадр картины.

Ты хочешь, чтобы он стал финальным в твоей жизни? - почти закричала я. - У тебя что, три позвоночника? Ты сначала хотя бы выйди замуж, чтоб было отчего из окна выбрасываться! Я не разрешаю! Пусть прыгает дублер.

Не волнуйтесь: мы прыгаем вместе с Сашей Иншаковым. Все будет хорошо!

На этот раз действительно обошлось. Но я и сейчас считаю, что прыгать ей не следовало. Я видела фильм. Прыжок был снят не лучшим образом и риска не стоил.

Так же отчаянно она впрыгнула в свое замужество. И так же самоотверженно выпрыгнула, оставив себе дочку Танечку.