Коррекционное конспект занятие для детей слабослышащих транспорт. Конспект комплексного занятия в группе слабослышащих детей «Весенняя прогулка

Конспект занятия по развитию речи на тему "Домашние птицы"

Занятие со слабослышащими дошкольниками старшей группы.

Данный конспект предназначен для воспитателей, работающих в коррекционных учреждениях для детей с нарушениями слуха, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, педагогов дополнительного образования и для родителей.
Цель: - обогащение словаря детей и закрепление представлений о домашних птицах.
Задачи:
- учить детей различать домашних птиц по внешнему виду, по табличкам, по чтению с губ, знать обобщающие слова;
- учить называть домашних птиц в устно-дактильной и устной форме; знать звукоподражания;
- учить детей соотносить, различать и называть детенышей;
- развивать умение детей понимать вопросы и отвечать на них;
- развивать память на основе повторений;
- воспитывать интерес к занятиям; бережное отношение к домашним птицам;
- провести динамическую паузу с целью снятия усталости и напряжения детей;

Оборудование: таблички, картинки, кукла, мешочек, фигурки птиц, листочки бумаги, карандаши, разрезные слова.

Словарь: кукла Даша, привет, домашние птицы, петух, курица, гусь, утка, индюк, будем играть «Чей детеныш?», У курицы цыпленок, у гуся гусенок, у утки утенок, у индюка индюшонок, Что там?, Кто это?, Как кричит?, Вот, У кого?, У меня., верно. Иди, как курица; лети, как гусь; иди, как петух; иди, как утка; иди, как индюк.

План занятия: 1. Организационный момент.
2. Игра: «Чудесный мешочек».
3. Игра «У кого?».
4. Игра «Сложи и напиши верно».
5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».
6. Игра: «Отгадай загадку».
7. Игра: «Чей детеныш?»
8. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Снимите аппараты. Наденьте наушники, включите наушники.
- Вот зима, вот зима, много снега намела.
Будем санки возить, будем бабу лепить.
Проговариваю за экраном, а дети опознают и повторяют.
- Слышите? - Да слышим.
- Никита Лисовин, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Соня Буняева, иди, сядь.
- Что ты сделала? - Я села.
- Владик Данилов, прыгай, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
- Арсений Кутовой, беги, сядь.
- Что ты сделал? - Я сел.
(поручения проговариваю на слух за экраном)

Что будем делать? - Будем заниматься.
- Чем будем заниматься? - Будем играть. Будем говорить. Будем думать. (проговариваем сопряженно)

2. Игра: «Чудесный мешочек».
Организую сюрпризный момент. Приходит в гости кукла, здоровается с детьми.
- Привет.
- Кто это? – Это кукла Даша.

Интересуемся, что она принесла.
- Что там?
Предлагаю каждому ребенку достать игрушку и задаю вопросы.
- Арсений, возьми. Кто это? - Это петух. Как кричит петух? - Ку-ка-ре-ку.
(курица-ко-ко-ко, гусь-га-га-га, утка-кря-кря, индюк-бал-бал).




Приглашаю ребенка к доске, прошу его поместить картинки с табличками (читает затем проговаривает) на доску.
- Кто это? - Домашние птицы.




Кукла хвалит.

3. Игра: «У кого?».
У детей на столах по две картинки. По чтению с губ, дети отгадывают у кого какая картинка.
- Будем играть.
- У кого гусь? - У меня гусь (курица, индюк, петух, утка).
- У Сони гусь. (сопряженное коллективное проговаривание).


4. Игра: «Сложи и напиши верно».
- Будем играть «Сложи верно»;
Дети складывают разрезные слова с опорой на табличку и без.



- Будем писать. Курица, индюк, петух, утка, гусь.
Дети пишут названия птиц печатными буквами.



5. Динамическая пауза. Игра «Поручения».

- Иди, как курица.
- Лети, как гусь.
- Иди, как петух.
- Иди, как утка.
- Иди, как индюк.
Дети двигаются, подражая движениям и звукам домашних птиц.



6. Игра: «Отгадай загадку».

Сопряженно проговариваем загадки, дети отгадывают, называя птиц.

Надуется, натужится, Длинная шея, Квохчет: «Ко-ко-ко».
Начнет болтать, Шипеть умеет, Детей созывает,
По чудному лопотать. Щиплет за пятки. Всех под крыло собирает.
Кричит: «Га-га-га».

Хвост с узорами, Пестрая крякуша, ходит вразвалочку.
Сапоги со шпорами. Крякает: «Кря-кря-кря».
Поет: «Ку-ка-ре-ку».



7. Игра: «Чей детеныш?»
Индивидуальная работа у доски.
Показываю картинку. – Кто это? – Это цыпленок.
- У кого? - У курицы цыпленок. (У гуся гусенок. У индюка индюшонок. У утки утенок.)
- Это домашние птицы. (сопряженно)
Кукла хвалит детей.

Цель: учить детей правильно произносить в речи звук «С» на материале слогов, слов, фраз, в связной речи; формировать навык составления слов из слогов и деления слов на слоги, умение выделять ударный слог; учить различать и опознавать на слух малознакомый речевой материал, развивать слуховую догадку; развивать связную речь, способность к речевой коммуникации; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успехам своих товарищей, сопереживать.

Методические приёмы: рассматривание картинок, ответы на вопросы, соотнесение иллюстраций с учётом логической связи, слухозрительный способ восприятия, слуховое восприятие, аналитическое чтение.

Оборудование: звукоусиливающая аппаратура, таблички, .

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в комнату и становятся в круг.

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Мы будем играть, говорить, слушать и читать.

2. Фонетическая ритмика.

У.-д. Говорите вместе со мной.

А_О_У_Э_И_Ы_Е_Ё_Ю_Я

С_А С_О С_У С_Ы С_Е С_Ё С_Ю С_Я

Солнце светит.

Солнце светит ярко.

Солнце светит очень ярко.

Детям стало жарко-жарко.

3. Игра «Кто придумает больше слов со звуком «С».

Дети по очереди придумывают слова с данным звуком и указкой пишут их по таблицам Н. Зайцева.

У.-д. Придумайте слова со звуком «С». Кто придумал, пусть напишет слово указкой.

4. Игра «Придумай слова со слогом».

Педагог берёт два кубика (большой и маленький со слогами). Каждый ребёнок получает своё задание и самостоятельно записывает слово на доске, выделяя указанный слог. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

У.-д. Прочитайте слог. Придумайте с ним слово. Запишите слово на доске, подчеркните слог.

5. Игра «Составь слово из кубиков».

Дети называют картинки, составляют данное слово из кубиков, делят слова на слоги, выделяют ударный слог, ставят ударение на данный кубик.

У.-д. Что это? (Слива, капуста, солнце, апельсин, стол, самолёт, пластилин, расчёска.) Составьте слово из кубиков. Поделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? (В слове два (три) слога.) Молодцы, отхлопайте их. Поставьте ударение.

6. Проговаривание текста с движениями.

У.-д. Говорите вместе со мной.

Солнце - слово лучистое.

Кошка - слово пушистое.

Корова - слово рогатое.

А слово арбуз - полосатое.

У.-д. А сейчас попробуем выполнить движения.

Солнце - руки около рта, слегка давящим движением руки отводятся ото рта вперёд и в стороны (круговым движением).

Слово - руки около рта, слегка давящим движением руки опускаются немного вниз, кисти вращательным движением поворачиваются вверх.

Лучистое - пальцы рук собираются в щепотку около рта, руки вверх, при их поднятии пальцы раскрыть.

Кошка - движение, имитирующее поглаживание.

Слово пушистое - волнообразное движение руки на уровне груди.

Корова - движение на звук к.

Слово рогатое - голова слегка наклонена вперёд («бодаю») и потрясти ею.

А - указательный палец вверх («внимание»).

Арбуз - движение, изображающее что-то большое, круглое, которое держим в руках.

Слово полосатое - правой рукой показать полоски на арбузе.

7. Игра «Найди другу слово».

К заданным словам дети подбирают прилагательные, подходящие по смыслу (слова записаны на табличках).

У.-д. Прочитайте слова. Подберите к ним друзей. С какими словами дружит слон? (Слива, апельсин, капуста, солнце.)

Слон - сильный, серый. Слива - синяя, кислая. Апельсин - сочный, сладкий. Капуста - вкусная, хрустящая. Солнце - лучистое, ясное.

8. Игра «Цветные предложения».

На столе лежат сюжетные картинки и таблички с предложениями, написанными на разноцветной бумаге. Педагог на глазах у детей разрезает предложения на отдельные слова и перемешивает их.

У.-д. Сейчас мы будем рассматривать картинки и составлять предложения. Возьмите картинки. Кто (что) это? Что делает(ют)? Составьте предложения из слов.

Саша и Слава сделали самолёт. Дети едут на велосипедах. Серёжа рисует собаку красками. Света и Лариса собирают в лесу грибы. Оксана пьёт апельсиновый сок.

Сколько слов в предложении? Какое самое большое (маленькое) предложение?

9. Составление рассказа на заданную тему (с опорой на текст и картинки).

У.-д. Составьте, пожалуйста, рассказ. Кто хочет его прочитать? Читайте. (Наступила весна. Растаял искристый снег. Журчат весёлые ручьи. Солнышко стало светить ярче. И настроение у нас всех хорошее.)

Молодцы! Вы составили хороший рассказ и хорошо его прочитали. А теперь давайте собираться на прогулу по нашему весеннему парку.

Пояснительная записка к конспекту занятия

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьниковпри постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.

В настоящее время кохлеарная имплантация - это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом).

Кохлеарная имплантация - это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детейс глубокой потерей слуха. Данный конспект индивидуального логопедического занятия можно проводить с детьми, имеющими нарушения слуха.

Данное занятие я проводила с ученицей 2 класса.
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.
Состояние после кохлеарной имплантации.
Правосторонняя кохлеарная имплантация от 09.06.2011 г.
Слухопротезирована имплантом Nucleus - 500.

Тема: «Звуки [Р] [Т] [К]. «Здоровье»»

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, фразах в позиции прямого слога при чтении и в полусамостоятельной речи.

Задачи:
учить работать с компьютером;
учить распознавать на слух и слухо-зрительно новые слова;
работать над голосом, речевым дыханием;
развивать память;
воспитывать внимание к речи учителя;
контроль за звуками [т], [к].

Оборудование: картинки, таблички, текст по теме, разрезной текст, экран,
зонды, спирт, вата, ИСА, компьютер.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с компьютером.
  3. Автоматизация звука [р].
  4. Работа над текстом «Здоровье».
  5. Подведение итога занятия.

Ход занятия

1. Оргмомент.
- Поздоровайтесь. - Здравствуйте.
- Аппараты работают? - Да.
- [Марина]
- Спроси, что будем делать? - Ирина Николаевна, что мы будем делать?

2. Работа с компьютером. Модуль «Клоун», «Шар».
- Будем говорить долго
[та], [ку] Модуль «Шар»
- Будем говорить кратко
та ка
ту ку Модуль «Клоун»

3. Автоматизация звука [Р].
- Будем говорить [р]
р ар ар арак
р ор ор о роза
руруруручка
р иририРита



Будем играть. -Как называется игра?
- Игра называется «Что пропало?»
- Посмотри на картинки. Закрой глаза.
Что пропало? - Рак, роза, ручка.
- Послушай слова:
[рак], [Рита], [ручка].
- Будем читать предложения.
Хорошо говори звук [р].
Рита заболела. У Риты болит горло.
- Послушай,[Рита заболела].
- Какты себя чувствуешь? - Хорошо.
- Что у тебя болит? - Ничего.
- Ты здорова? - Да.
- [Возьми ручку] - У меня нет ручки.
Дайте мне, пожалуйста, ручку.
- [Положи ручку справа] - Я положила ручку справа.

4. Работа над текстом «Здоровье» (картинки)

Будешь слушать текст «Здоровье». Послушай.
[Рита заболела. Она чувствует себя очень плохо.
У неё болит горло. Мама дала Рите лекарство.
Рита выпила лекарство. Скоро она будет здорова.]
- Что ты услышала?

А) Работа с разрезным текстом.
- Послушай предложения.
[Рита заболела].
[Она чувствует себя очень плохо].
[У неё болит горло].
[Мама дала Рите лекарство].
[Скоро она будет здорова].

Б) Работа с деформированным текстом.
- Послушай предложения.
[Мама дала Рите лекарство].
[У неё болит горло].
[Рита выпила лекарство].

В) Опознавание слов на голое ухо.
- Сними аппараты.
- Послушай слова[горло], [Рита], [лекарство].

5. Подведение итогов занятия.

Ты слушала хорошо, говорила хорошо. Молодец.
- Иди в класс.

Конспект логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:

«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]».

Учитель логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

Пучкина С.В.

Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

Задачи:

  1. Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.
  2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
  3. Формирование просодической стороны речи.
  4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
  5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Проверка слуха (за экраном).

Как ты слышишь?

Будем заниматься?

Сейчас осень?

Почему ты так решил?

Какой месяц?

Какое время суток?

Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.

Правильно?

Назови правильно осенние месяцы.

Какое сегодня число?

Запиши его в тетрадь.

  1. Сообщение темы занятия.

Какой звук повторяется в этих предложениях?

Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).

Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)

Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.

3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.

Произнесение ряда слогов на одном выдохе:

Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).

Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).

Жа-жу-же-жи-жо (выдох).

Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).

5. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).

« Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».

6. Артикуляционная гимнастика.

Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (логопед показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения логопед сам показывает упражнение).

«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».

7. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы будем работать над звуками [ ш ] , [ ж ].

Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:

Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.

Слушай внимательно, повторяй за мной:

Жа – ша – ша

Ша – жа – жа

Жа – ша – жа

Шо – жо – шо

Жо – жо – шо

Шо – шо – жо

Жи – жи – ши

Ши – жи – ши

Жи – ши – жи

Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:

Что здесь нарисовано?

Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).

Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.

Уши – органы слуха.

Придумаем предложения с этими словами.

А у меня получились вот такие предложения:

В кустах спрятались ужи.

Даша под душем моет уши.

(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.

Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:

Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.

Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.

  1. Физминутка.

Игра с мячом «Замени Ж на Ш».

жест шить

жаль шалить

жила шитьё

ужи Саша

жалость скошу

жутко широк

  1. Развитие фонематического восприятия.

Цифровой ряд.

Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:

Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.

  1. Дифференциация звуков [ ш ] , [ ж ] на письме /доска/.

Вставьте пропущенные буквы:

…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.

У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.

  1. Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.
  2. Составление предложений по серии картинок /за экраном/.

Какое наступило время года?

Что делает мальчик?

Кого он увидел в лесу?

Почему мальчик испугался?

  1. Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:

Мишка лапу занозил-

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

«Ты узнаешь мишку!»

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

14. Работа над диалогом /текст на доске/.

– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.

– Мама, можно я пойду в сад?

– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?

– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.

– На улице грязь, надень сапоги.

– Я надену сапоги.

Беседа.

– О чём разговаривали мама и мальчик?

– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?

Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение.

– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.

Воспроизведение диалога без написанного текста.

– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.

  1. Итог занятия.

Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.


ОГКОУ «Школа –интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение)

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Посуда»

Выполнил:

Учитель-дефектолог,

Майорова Ирина Николаевна.

Ульяновск, 2016

Форма занятия: фронтальное

Длительность : 20 минут
Цель занятия : расширять активный словарь детей по теме «Посуда».

Задачи :
Обучающая - учить детей самостоятельно называть предметы посуды по картинке; понимать смысл прочитанного слова; закрепить умение сообщать о выполненном действии; научить детей понимать и выполнять инструкции по табличкам.
Развивающая – совершенствовать целостность зрительного восприятия через складывание разрезных картинок и сличение контура изображённого с образцом.

Воспитательная – воспитывать интерес к занятиям, желание говорить;

Коррекционная – формировать навыки сопряженно-отраженного проговаривания речевого материала (вместе с педагогом); фиксировать внимание детей на табличках, учить подбирать и соотносить парные таблички к картинкам; развитие восприятия.

Оборудование : картина: «Домашнее чаепитие», картинки с изображением посуды, разрезные картинки по количеству детей, опорные таблицы, экоан.

Речевой материал : Посуда, чашка, тарелка, чайник, ложка., покажи ложку, покажи тарелку, покажи чайник.

Фразовый материал: Что это? Это чашка, это ложка, это тарелка, это чайник. Покажи чашку? Вот чашка.

Ход занятия:

    Организационный момент (5 мин.)

Ребята, привет!

Педагог здоровается с каждым ребёнком по очереди:

Рита, привет!

Тётя Ира, привет!

Педагог называет имена детей за экраном. Дети, услышав своё имя, садятся на места.

Ребята, что будем делать?

Будем заниматься. Будем слушать. Будем говорить хорошо.

II. Основная часть (10 мин.)

    «Назови предметы посуды».

Педагог, указывая на надпись, просит детей назвать предметы посуды.

Дети называют предметы посуды по очереди.

    «Покажи».

Педагог помещает на доску картину: «Домашнее чаепитие».

Ребята, посмотрите, посуда. Картина называется «Домашнее чаепитие».

Дети сопряжено с педагогом читают название картины.

Будем играть. Кто первый? Настя, выходи. Покажи чашку (на слух, без таблички).

Ребенок находит чашку и называет:

Это чашка.

Так, с каждым ребёнком.

Хорошо, молодцы!

Из чашки пьют?

Из тарелки едят?

    Дидактич. Игра «Что не так?»

Педагог просит детей закрыть глаза. Меняет надписи под картинками.-

Откройте глаза. Посмотрите, что не так?

Дети поднимают руки и исправляют ошибки.

Педагог, показывая на исправленную ошибку, спрашивает каждый раз у детей:

Это тарелка? Правильно?

Молодцы, внимательные!

Динамическая пауза:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

4.«Собери картинку»

Педагог раздаёт детям разрезные картинки с изображением посуды.

Собери картинку.

Дети собирают картинки.

Игорь, что у тебя?

Это чайник.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка.

III. Заключительная часть (5 мин.)

Ребята, что мы делали?

Мы занимались. Мы говорили.

Мы говорили о посуде. Говорили хорошо.

Завершение занятия эмоционально-положительной оценкой детей (похвалить). Сопровождать жестами.

«Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы! Встаньте. Идите.»