Когда распадется Евросоюз: политологи Гарварда сделали прогнозы.

Евросоюз сталкивается с таким множеством различным кризисов, что до настоящего момента было невозможно предсказать, что именно станет катализатором его вероятного распада. Самыми очевидными кандидатами на роль разрушителей Евросоюза стали миграционный кризис, слабеющая банковская система , которая сопротивляется как экстренному финансированию, так и реструктуризации долговых обязательств, недоверие общественности к политическому истеблишменту и практически парализованные институты Евросоюза.

Очередным кризисом, который способен привести к распаду Евросоюза, стал провал попыток премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона добиться от Брюсселя уступок, которые ему необходимы, чтобы успокоить британскую общественность, все сильнее заражающуюся евроскептицимом. Попытки премьер-министра Кэмерона не увенчались успехом, потому что Евросоюз просто не может пойти на необходимые уступки. Существует три причины, которые сделали задачу Кэмерона невыполнимой.

Во-первых, глубокая реформа отношений между Евросоюзом и Великобританией, которую Кэмерон изначально обещал, всегда была невозможной, потому что она требовала изменения условий договора со всеми 28 членами Евросоюза, а это не могло произойти без одобрения, полученного либо от их парламентов, либо — и это особенно сложно — в результате национальных референдумов, которых так боится Брюссель. Европа попросту не захочет пойти на такие риски, чтобы удовлетворить желание Соединенного Королевства.

Во-вторых, Кэмерон был готов пойти на компромисс, однако он не смог получить большую часть из того, что он просил, потому что Брюссель боится, что другие члены Евросоюза захотят последовать примеру Великобритании и тоже потребуют определенных уступок. Это приведет к превращению Евросоюза в своеобразный «шведский стол», где каждая страна сможет выбирать то, что отвечает ее собственным интересам. Другими словами, интеграция в Европе превратится в фарс.

Поэтому Кэмерон пришлось довольствоваться тем, что консервативный член британского парламента Джейкоб Риз-Могг (Jacob Rees-Mogg) назвал не реформой, а «жидкой кашицей, которую еще больше разбавили».

Ситуация усугубляется еще и тем, что эта самая «жидкая кашица» Кэмерона потребует голосования Европарламента после того, как будут объявлены результаты референдума в Великобритании. Будучи суверенным органом, парламент Евросоюза сможет внести любые изменения в любой документ, одобренный британской общественностью — чрезвычайно неприятный и неизбежный факт, которым сторонники выхода Великобритании из Евросоюза, несомненно, воспользуются в ходе своей кампании по подготовке к референдуму.

В основе парадоксальной ситуации, в которой оказались представители Великобритании и Евросоюза, лежит борьба между национальной политической системой, опирающейся на идею верховенства парламента, и наднациональной технократией в Брюсселе, которая требует отказа от части национального суверенитета ради достижения европейского федеративного союза. Публичные дебаты вокруг референдума наглядно демонстрируют эту фундаментальную несовместимость. Выбор между первым и вторым больше нельзя откладывать.

Самый распространенный образ слабеющей Европы всегда подразумевает некий распад, расхождение, крошение или даже испарение. Такие образы вводят в заблуждение. После референдума в Великобритании — а, возможно, даже до него — Евросоюз, вероятнее всего, попросту рухнет.

Как только вероятность выхода Великобритании из Евросоюза вырастет с просто возможной до практически неизбежной, сразу же запустится процесс массового исхода. Сейчас трудно сказать, кто из членов Евросоюза возглавит этот процесс, однако шлюзовой затвор откроется. Проевропейские правительства, которые пока еще находятся у власти в своих странах, подвергаются нарастающему давлению почти во всех членах Евросоюза. Как и в случае Великобритании, правящим партиям придется убеждать и успокаивать свой все более недовольный электорат, пытаясь договориться с Брюсселем о «более выгодном соглашении». В противном случае им придется уйти из власти.

От протекционистского «Национального фронта» во Франции и левой испанской партии «Подемос» до «Шведских демократо», выступающих против иммигрантов, некогда маргинальные политические партии евроскептиков сейчас все ближе подбираются к рычагам власти.

Процесс переговоров по условиям членства, несомненно, будет несколько отличаться в случае с каждой конкретной страной. Те члены, которые получили финансовую помощь, будут настаивать на списании задолженности, тогда как в других странах на первый план выйдет вопрос внутренней безопасности. И все члены будут требовать передачи полномочий от Брюсселя национальным правительствам.

В результате Евросоюз утратит статус института глобального значения. Некоторые его институты продолжат свое существование, однако их роль и авторитет постепенно будут уменьшаться.

Парадоксально, но евро, ставший источником множества проблем Евросоюза, вероятнее всего, сохранится — в том или ином виде. Как минимум Франкфуртская бюрократия продолжит существовать в качестве расчетной палаты, перераспределяющей долгое бремя.

Контекст

Важный вопрос для Дэвида Кэмерона

Le Huffington Post 13.01.2016

Кэмерон убедительнее Асада

Al Arabiya 05.12.2015

Кэмерон верит в армию призраков?

The Independent 30.11.2015
Евро может остаться в обороте наряду с возвращенными национальными валютами в качестве параллельной валюты. Возможно, евро будут использовать только те государства, которые сохранят свою приверженность идее «тесного союза».

Что случится после распада Евросоюза, имеет большое значение. Пока никто не может предложить четкого сценария развития событий. Однако в процессе оценки возможных последствий необходимо помнить о нескольких факторах.

Во-первых, международные обязательства, взятые на себя Евросоюзом, могут быть переданы другим международным организациям, таким как Всемирная торговая организация. Это имеет особенно большое значение, если речь заходит о масштабных торговых соглашениях, которые сейчас находятся в процессе обсуждения.

Во-вторых, формирование порядка после распада Евросоюза может потребовать масштабных дипломатических инициатив, таких как инициативы, заложившие основы ООН и основы послевоенной международной финансовой системы. Такие судьбоносные собрания, если их правильно провести, могут коренным образом все изменить.

Повышение вероятности успешного перехода к новой системе после распада Евросоюза имеет огромное значение. Рост взаимозависимости, основывающейся на международной торговле, продолжится с или без Евросоюза. Все страны заинтересованы в благоприятном исходе.

Без сомнений, значительное влияние на структуру нового порядка будут иметь сверхдержавы. Однако формирование такого порядка потребует, чтобы роли лидеров на себя взяли Лондон, ставший центром европейской финансовой системы, и Берлин, экономическая столица Европы. Нет никаких веских причин полагать, что распад Евросоюза обернется упадком Европы. Вполне возможно, что произойдет как раз обратное.

Джон Джиллингем — приглашенный научный сотрудник Центра европейских исследований Гарвардского университета.

Мэриэн Тапи — ведущий политический аналитик Института Катона.

Ввиду высокой степени интеграции в мировое сообщество, страны Европейского союза достаточно сильно подверглись влиянию мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008г. В первую очередь, это выражается в резком росте долговых обязательств стран союза. Они стали результатом значительного роста заимствований. Большинство государств не соблюдали так называемые Маастрихтские критерии, согласно которым отрицательное сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году 29 . По расчетам Европейского статистического управления (Eurostat), дефицит бюджета Греции достиг 13,6% ВВП в прошлом году. Еще больший показатель у Ирландии – здесь дефицит бюджета достиг 14,3% ВВП. Следом идет Великобритания, дефицит которой составил 11,5% ВВП, Испания (11,2%), Португалия (9,4%), Латвия (9%), Литва (8,9%), Румыния (8,3%), Франция (7,5%), Польша (7,1%), Словакия (6,8%), Бельгия (6%), Чехия (5,9%). Добиться необходимых показателей удалось лишь Швеции (0,5% ВВП), Люксембургу (0,7%), Эстонии (1,7%), Финляндия (2,2%), Дании (2,7%). В Германии недостача казны составила 3,3% ВВП, в Австрии - 3,4%, Венгрии - 4%, в Италии и Нидерландах - 5,3%. Средний уровень дефицита 27 стран Евросоюза увеличился до 6,8% ВВП против 2,3% ВВП в 2008 году, размер госдолга достиг 73,6% ВВП против 69,4% ВВП годом ранее. 30

Как следствие, глобальный кризис и кризис в зоне евро привели к заметному возрастанию роли МВФ в мировой финансовой сфере. В рамках ямайской валютной системы МВФ надолго был переключен на координацию помощи развивающимся странам. В результате финансового кризиса в зоне евро МВФ оказался востребован в качестве источника финансовой помощи европейским государствам, и он стремится закрепиться в такой роли.

Что касается влияния кризиса на развитие интеграции в ЕС, то он не вызовет исключения каких-либо стран из ЕС или их отказ от евро. Это не только натолкнулось бы на массу юридических препятствий, но и усугубило бы экономическое положение соответствующих государств. Но в то же время, кризис усложнит и сделает более долгим как процесс перехода других членов ЕС на евро, так и расширение Европейского союза.

В 2011 году вероятно введение евро в Эстонии, которая полностью соблюдает Маастрихтские критерии. Но в данном случае речь идет, скорее, о демонстрационном эффекте, а небольшие размеры страны исключают серьезное воздействие на функционирование зоны. Дальнейшее расширение зоны евро состоится не раньше 2016-2017 годов. Более того, с учетом опыта Греции можно предположить: даже после выполнения Маастрихтских критериев страны, претендующие на вступление в зону евро, будут несколько лет подвергаться мониторингу качественных преобразований в экономике.

Что касается вступления новых государств в ЕС, то наибольшие шансы имеет Хорватия. Перспективы других балканских стран пока не ясны. Турция в обозримой перспективе, по мнению участников ситуационного анализа, не станет членом ЕС. Исландия может стать членом ЕС при урегулировании банковского долга с британскими и нидерландскими вкладчиками, а также с преодолением оппозиции присоединения к ЕС внутри страны.

По мнению экономистов, корни проблем в Евросоюзе уходят далеко в глубину еще к истокам создания этой организации. Первые страны, которые вступили в союз, были с сильной экономикой, среди них была и Германия. После объединения к организации стали примыкать и другие страны, однако руководство ЕС помимо правил, которые были приняты для вступления в Евросоюз не предусмотрело жесткий контроль за их выполнением. Экономически примыкающие к ЕС страны были разными. Поэтому часть, из них отказавшись от своей национальной валюты, и пользуясь легкостью получения сильной европейской валюты для хождения внутри страны, за время накопили большое количество долгов. Не было жесткого мониторинга бюджетов как недавно вступивших в союз стран, так и тех, кто уже состоял в ЕС, и это привело к еще большей бесконтрольности и различию экономических позиций внутри Евросоюза. Именно эту причину в настоящее время называют главной в развитии долгового кризиса в Европе.

В первую очередь, народов тех государств, которым предстояло постоянно платить за расширение.

Кризис Евросоюза вызван, прежде всего, "имперским перенапряжением" европейских структур. Амбициозные планы европейских лидеров, планировавших создать Соединенные Штаты Европы и расширить союз чуть ли не до пределов былой Римской империи, наткнулись на сопротивление народов. В первую очередь, народов тех государств, которым предстояло постоянно платить за расширение.

Любая империя универсальна. Однако империя в своем развитии опирается на "стержневой народ", тот народ, который несет основную нагрузку по обслуживанию имперской инфраструктуры - платит важнейшую часть налогов, служит в армии. "Стержневой народ", впрочем, не только несет имперское бремя, но и получает и основные преференции в виде прекращения войн на своих границах, стабильного развития и т.п.

Численность стержневого народа не должна составлять менее 50% от совокупного населения империи. В противном случае становится трудно удерживать единство государства, поскольку возникает конфликт между "стержневым народом" и народами имперской периферии. Итог - распад империи.

Элита империи строится по принципу: 50% состава - "народ-посредник" (который должен быть равноудален от всех проживающих на ее территории этносов). Остальные 50% - представители других народов империи, не исключая и стержневой. Подобная структура нужна, чтобы включаемые в нее народы не чувствовали себя порабощенными стержневым народом.

От теории - к практике. Посмотрим, что произошло в Европе. Роль стержневого народа в Европе играл франко-германский блок. Оба государства были традиционными "толкачами" европейской интеграции, традиционным доменом, вокруг которого создавалась Единая Европа. На момент начала евроинтеграции Франция и Германия однозначно доминировали в нем и с экономической и с демографической точек зрения. Тогда в Европейское объединение угля и стали входило всего шесть государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Европа постепенно расширялась, включая в себя новые страны. К середине 90-х годов прошлого века ее население составляло 374 млн. человек. Из них население Франции и Германии - около 140 млн. человек. Учитывая экономическую мощь Франции и Германии, этого было вполне достаточно. К тому же за франко-германским блоком шли многие страны Евросоюза, например все та же Италия или государства Бенилюкса. Вступление в 90-х годах новых членов - стран "старой Европы" мало что меняло, поскольку все они были культурно близки франко-германскому блоку, экономически развиты, и, что немаловажно, мало населены.

Роль народа-посредника взяла на себя брюссельская бюрократия, которая претендовала на то, чтобы представлять интересы всей Европы. При этом "народ Брюсселя" отнюдь не был склонен к демократии. Глава Еврокомиссии избирается Европарламентом с подачи совета глав государств и правительств Европы. Демократией в Евросоюзе и не пахнет. Во всяком случае, прецедентов ухода председателя Еврокомиссии под влиянием результатов выборов в "свободной Европе" еще не было. Правительство ЕС представляет из себя бюрократический орган, тесно переплетенный с правительствами ведущих европейских держав и почти никак не зависящий от избирателей.

Ноги верблюда подломились, когда старая Европа включила в свой состав государства Восточной Европы. Население сразу же увеличилось до 500 млн. человек. Восточная Европа мгновенно превратилась в слаборазвитую периферию Европейского союза.

В этой ситуации домен уже не смог выдержать возросшей нагрузки. Ведь к традиционно слабым экономически Греции, Испании и Португалии добавился целый регион - вся Восточная Европа. Аппетиты европейской элиты не ограничивались протестанско-католической Восточной Европой. Было запланировано принять в ЕС православные Румынию и Болгарию. А главное - евробюрократы завели разговор о Турции с ее 80 млн. населения и даже Украине с ее 45 млн. Обе эти страны по населению примерно равны Восточной Европе. А платить за расширение должны были жители домена - простые французы и немцы, которым следовало смириться с тотальной либерализацией экономики и падением уровня жизни. В близкой перспективе Единая Европа не приносила им ничего, кроме роста расходов и отсутствия доходов. Референдумы во Франции и Нидерландах продемонстрировали, что народы Западной Европы не хотят платить за расширение, не получая от этого никаких выгод. Проевропейски настроенная французская верхушка получила удар под дых от собственного народа.

Почему же европейская элита пропустила удар, и тотальный кризис домена прошел мимо нее? Следует помнить, что нынешняя политическая элита Европы - наследница элиты прошлого столетия. В тот период в Западной Европе доминировали США, и европейские политики знали, что в случае кризиса дядюшка из Вашингтона не даст пропасть. Психологически европейские лидеры считают, что они "посажены" управлять своими народами извне. Их психология похожа на психологию руководителей просоветской Польши, которые понимали, что будут у власти всегда, пока есть Советский Союз. Точно также западноевропейские политики полагают, что будут в истеблишменте всегда. Эта психология порождает своеобразную "оторванность от народа".

Плюс к тому надо принять во внимание и геронтократию, традиционно свойственную французской правящей верхушке. Страшно сказать, нынешний президент Франции Жак Ширак первый раз стал премьер-министром Франции в далеком 1974 году! А назначил его президент Валери Жискар дЭстен, отец Евроконституции. Как видим, прошло 30 лет, а политический пейзаж Франции не сильно изменился. Разумеется, политики шираковского склада не могут гибко реагировать на запросы избирателей, особенно, когда это касается внешней политики - вечной вотчины элиты, но не народа. Конечно, лидеры Европы еще могут надеяться ратифицировать Конституцию, несмотря на сопротивление своих народов. Но надежда эта невелика. Несмотря на привычку к многолетнему пребыванию в коридорах власти, они не могут игнорировать демократию. Популярность Ширака и Шредера стремительно падает. Германская оппозиция уже в осторожной форме ставит вопрос об отказе Германии от ратификации Евроконституции. Президент ФРГ Хорст Келер отказался подписывать закон о ратификации Конституции из-за иска в Конституционный суд, поданного депутатом от ХДС Петером Гаувайлером, который полагает, что Конституцию следует ратифицировать на всенародном референдуме. Таким образом, германская оппозиция перешла в стан евроскептиков. Между тем, досрочные выборы могут состояться в Германии уже в сентябре этого года и соцопросы прочат Шредеру поражение с разгромным счетом, что, понятное дело, вовсе не увеличивает шансы на принятие Конституции.

Однако кризис домена вызван не только внутренними причинами и безоглядным расширением Европейского союза, но и причинами внешними. Постоянно возрастающая экономическая мощь Китая рано или поздно заставит развитые страны Запада разработать новую тактику перед лицом китайской экономической угрозы. Китайская экономика потенциально может достигнуть 50% от мировой. Китай может легко обойти в пять раз уступающие ему по населению Соединенные Штаты. Поэтому не исключено, что США и Европа могут пойти на более тесные формы интеграции для того, чтобы компенсировать рост китайской мощи.

Поэтому Европейский союз может не состояться как самостоятельная сверхдержава и может быть поглощенным более крупным субъектом, условным "Западом", в который войдут Соединенные Штаты, Канада, Европа и (пофантазируем) Россия. Вместе США и Европа могут составить 800 миллионный субъект, способный практически на равных противостоять Китаю с его 1,3 млрд. населения.

Пока же Евросоюз оказывается перед несколькими возможными путями развития.

A. Рыхлая Европа. Следовать логике американцев, британцев и их союзников внутри ЕС и превратиться в рыхлое аморфное образование, "общий рынок", контролируемый извне Соединенными Штатами и готовый, в случае необходимости, к более глубокой интеграции с ними. В случае реализации этого плана не играет значительной роли, сколько государств будет принято в Евросоюз. Напротив, чем больше, тем лучше. Рыхлая Европа, Европа - общий рынок будет заинтересована в принятии Турции, Украины и даже России. Почему бы и нет? Разумеется, в этой Европе будут главенствовать США как внешний консолидированный субъект и Великобритания. Германия и Франция превратятся в младших партнеров американо-британского альянса в "юго-западной части Европы". В рыхлой Европе смогут уживаться одновременно множество валютных систем, смогут долгое время существовать те или иные барьеры и, главное, не будет сильного центрального правительства. А это значит, что будут учтены и интересы народов стран домена, напуганных зловещей тенью "польского электрика" (метафорически изображающего дешевую рабочую силу из Восточной Европы).

B. Раскол на регионы. Этот вариант близок к варианту A. Разница только в том, что в рамках этого сценария в Европе возникают противоборствующие региональные блоки, например, блок стран Восточной Европы, прежний франко-германский блок, Британия и ее союзники и т.п. Особого смысла в подобном расколе нет, поскольку он фактически угрожает Европе не кризисом, а распадом. На что в сложившейся ситуации никто не пойдет (учитывая все тот же фактор Китая, а также то обстоятельство, что мелким странам на современном мировом рынке делать нечего).

C. Создание единого государства. В этом случае Европе придется на время поставить барьер расширению, отложить в долгий ящик включение в свой состав Турции и Украины. Ведь именно реализация американского плана "перекармливания" Европы, когда США приветствовали включение в ЕС все новых и новых стран, и вызвало кризис в Евросоюзе. Однако, создавая единое гсоударство, европейцам все же придется расширить домен. Иначе говоря, единая Европа уже не сможет опираться только на Францию, Германию и близкие им небольшие государства центральной Европы. Придется включать в домен пока проамериканскую Италию, Испанию, и, возможно, Великобританию. Эти государства достаточно экономически развиты и населены для того, чтобы выдержать ношу и стать вместе с Францией и Германией новым ядром Евросоюза. Однако проблема в том, что в этом случае французским и германским элитам придется потесниться, проект Единой Европы перестанет быть их собственным и будет сильно размыт.

D. Христианская Европа. Не секрет, что в новой Конституции Европы христианство оттерли на задний план, не дав ему места даже в преамбуле. Это вызвало возмущение со стороны католической церкви, тем не менее, протесты верующих не принесли результата. Антицерковно настроенные элиты Евросоюза настояли на своем. Однако создание Соединенных Штатов Европы как плавильного котла наций и религий на данном этапе провалилось. Возникает место для проекта "христианской Европы" вместо "Европы гуманистической". Большинство жителей Евросоюза - католики. Католичество исповедуют французы, итальянцы, испанцы, поляки, отчасти немцы - крупнейшие нации Европы, ныне входящие в домен или способные претендовать на вхождение в него в будущем.

Опора на католичество могла бы сохранить Францию и Германию в качестве лидеров Единой Европы, создать доверительные отношения между ними и испанцами, итальянцами, поляками, венграми. Правда, немцы не вполне католики. Половина населения Германии исповедует протестантизм. Однако даже протестанты, скорее всего, согласятся с усилением акцента на христианские корни Европы. Что касается согласия немцев, то немаловажно, что нынешний лидер католического мира папа Римский Бенедикт XVI - немец по национальности. Он активно пытается примирить христиан. Таким образом, общие очертания возможного христианского проекта для Европы уже начинают просматриваться. Немец, возглавляющий католиков Германии, Франции, Испании и всего мира, живущий в Риме и носящий титул "патриарха Италии", может стать хорошим символом нового паневропейского и панхристианского проекта.

В любом случае, Европа уже не станет прежней. И это хорошо для России. Ибо сверхдержава у наших границ не соответствует национальным интересам. Пока в ЕС продолжаются разборки, Россия сохраняет потенциальную возможность стать одним из европейских игроков, а не европейским протекторатом

Евро прекратит своё существование в течение года, Евросоюз распадётся, и Европа надолго погрузится в экономическую пучину.Уже не только американский экономист Нуриэль Рубини (известный своим «предсказанием» кризиса 2008 года), но целый сводный хор экспертов, агентств и политических деятелей твердят: наступает евро-апокалипсис. А, значит, в ближайшее время США одержат победу, сравнимую с крахом СССР.

Есть ли основания для «евро-паники», что ждёт евро и Евросоюз, как повлияет на разные государства перспектива распада ЕС и исчезновение его валюты, разбирались аналитики отдела «новости Европы» журнала «Биржевой лидер».Простая очистка, которая продлит жизнь на годы!

Будни Евросоюза: подготовка к распаду за ширмой «усилий по спасению»?

Пока министры экономики и финансов ЕС принимают наперекор Германии предложение Еврокомиссии по созданию единого механизма надзора за банками, скептики сомневаются, что этот механизм кому-нибудь пригодится. Ведь будущее Евросоюза весьма туманно, поскольку проблематично настоящее. Долговой кризис и не думает заканчиваться – или же его не думают заканчивать. Разгоняется инфляция в еврозоне, достигшая 2,7%: в ЕС дорожает транспорт, продукты питания и табак.

Кризис углубляется тем, что в Евросоюзе нет единства в отношении мер выхода из него. Длится он уже достаточно долго, а с учётом неутешительных прогнозов может затянуться сверх всякой меры. Весьма слабым утешением могут быть совещания и переговоры, на которых постоянно обнаруживаются нестыковки участников ЕС по основным вопросам. Так, Германия долгое время сопротивлялась запуску Европейского механизма стабильности – спецфонда в 500 миллиардов евро, заменяющего два существовавших ранее инструмента стабилизации. Наконец конституционный суд Германии выдал положительное решение по этому механизму, на что немедленно отреагировал курс евро.

Германия согласилась на запуск ЕМС в начале октября. Но тут же возникла следующая проблема: немцы категорически отказываются создавать единый механизм надзора за банками, активно продвигаемый Великобританией и выразителями «американских» интересов – Бельгией и Польшей. Формальная мотивация – контролёр не обладает достаточными ресурсами для контроля такого количества банков. Реальная – Германия не желает уступать лидерские позиции в Евросоюзе. Согласиться на единый надзор означает передать контролёру те функции регуляции банковской деятельности, которые, по сути, сегодня принадлежат Германии.

Кем, в свою очередь, будет контролироваться контролёр (Европейский центральный банк), нетрудно догадаться. Специалисты обращают внимание на то, как явно США и Великобритания проталкивают Кипр на место Швейцарии, чьи банки сейчас прессингуют штрафами за нарушение банковской тайны. Все эти процессы ослабят позиции Германии и Франции: Берн был «их» финансовым центром, а в нынешней ситуации всё идёт к тому, что Нью-Йорк и Лондон вкупе с контролируемым Кипром, ЕЦБ и Международным валютным фондом будут диктовать условия на мировом финансовом рынке. Во многом от того, как долго европейским грандам удастся сопротивляться англосаксонскому натиску, зависит дальнейшая судьба ЕС. А также от того, захотят ли они это делать.

Далеко не все эксперты соглашаются с пессимистическими оценками будущего ЕС и евро. Так, недоброжелатели прогнозировали, что уже в этом, 2012 году, Греция и Италия выйдут из еврозоны. Положение этих стран не улучшилось, но до конца этого года их выход вряд ли состоится. Может ли это говорить о намеренном занижении прогнозов? Эксперты подтверждают: может. Но, в то же время, не стоит игнорировать очень высокую вероятность выхода и этих, и некоторых других стран ЕС из еврозоны в следующем, 2013-м, году. Отсрочка в год ничего не меняет. Греция уже всерьёз и открыто на правительственном уровне не просто обсуждает, а подготавливает вариант возвращения к драхме (по словам еврокомиссара от Греции). Италия пока движется по пути так называемой «экономии», но после осуществлённой не так давно приватизации водных ресурсов этот путь явно себя исчерпал. Известный американский экономист Нуриэль Рубини и сейчас считает, что вслед за Грецией еврозону покинет Португалия. Если Италии и Испании не удастся реструктурировать свои долги, то и они последуют за греками и португальцами. По мнению Рубини, в этом случае конец еврозоны будет означать и конец Евросоюза.

Прогнозы экспертов можно разделить на условные группы, пояснил ведущий канадский эксперт проекта лучшего проекта обучения Forex в Европе 2009-2011гг. Академии Masterforex-V Евгений Ольховский:

1. Негативные. В ближайшее время (2013 год) из еврозоны выйдут сразу несколько стран Южной Европы. Риск неконтролируемого дефолта Греции останется крайне высок, даже если греки всё-таки договорятся с кредиторами. Поскольку выход одной только Греции приведёт к сворачиванию торговли и инвестиций, к сокращению ВВП и росту безработицы в ЕС, то прогноз крайне пессимистичен. Не добавляет оптимизма и наличие проблем с ликвидностью у наиболее крепких банков ЕС – германских. На «спасение» Греции в ЕС не настроены: не исключено, что Греция будет принудительно выведена из валютного союза Евросоюза. С другой стороны, ряд стран-доноров, в первую очередь, Финляндия, заявили, что не намерены спасать еврозону, оплачивая непродуманные расходы других стран. Если из еврозоны выйдет Финляндия или Нидерланды, основная опора Германии и Франции, валютный союз утратит смысл.

2. Частично негативные . Еврозону точно покинут Греция и, возможно, кто-то из южноевропейского «трио» (Италия, Испания, Португалия). Для них это переход на национальные валюты отзовётся серьёзными экономическими потрясениями, однако Евросоюз в целом ожидает только переформатирование. Избавившись от «слабых звеньев», ядро ЕС – Германия, Франция и евро-скандинавы – усилят внутреннюю интеграцию, что позволит им в итоге справиться с кризисом. Однако негативные последствия для покинувших еврозону стран, равно как и для «околоевропейского пояса» (страны-кандидаты, жёстко привязанные к ЕС), будут столь значительными, что мировой кризис продолжится. Кроме того, из ЕС могут вылететь «восточноевропейские нищие» - Румыния, Болгария, балканские страны и даже кое-кто из прибалтов. В любом случае, с планами спасения евроэкономики в том виде, в котором она пребывает сегодня, евро-гранды опоздали.

3. Позитивные . Все трудности будут преодолены путём усиления политической интеграции ЕС и создания налогового союза в дополнение к валютному. Технически победить нынешний южноевропейский долговой кризис не сложнее, чем ирландский 2010 года. Для этого необходимо формирование «противовеса» франко-германскому дуэту из Нидерландов, Бельгии, Швеции и, возможно, Польши. В их задачи будет входить преодоление сопротивления Германии, Франции и Финляндии по усилению централизации ЕС.

Отметим, что даже эксперты, отстаивающие третий вариант (как правило, это «внешние» эксперты, представляющие развивающиеся государства, в том числе Россию), полагают, что курс евро так или иначе будет ощутимо падать в результате любого из сценариев. Нынешнее закрепление является ситуативным и недолгосрочным.

Последствия разрушения еврозоны также оцениваются по-разному. Большинство экспертов утверждают, что если южноевропейские страны вернутся к национальным валютам, то последние будут невероятно обесценены. Итальянская лира «сядет» минимум на 25%, испанская песета и вовсе на 50%; о греческой драхме эксперты предпочитают не говорить. Обесценивание нацвалют стимулирует экспорт из этих стран, однако положительный эффект от этого растворится в катастрофических последствиях неконтролируемой инфляции. Не намного лучше будут себя чувствовать даже «зубры» ЕС, если им придётся вернуться к национальным валютам: марка и франк также потеряют в цене. Кроме того, стоимость государственных и частных облигаций южных европейцев и Ирландии только в германских и французских банках достигает 600 миллиардов евро. Следовательно, даже если к национальным валютам вернутся только Греция и «южноевропейское трио», то обесценивание «новых старых» нацвалют нанесёт едва ли не смертельный удар банковской системе «европатриотов». Соответственно, неизбежен спад производства и экономики в целом, пояснил в интервью «Биржевому лидеру» Андрей Гойлов, руководитель отдела аналитики компании RoboForex (входит в ТОП высшей лиги международного рейтинга брокеров Forex Академии Masterforex-V).

Однако часть экспертов уверяет, что распад еврозоны серьёзно повредит очень немногим – и в основном за пределами ЕС, в частности, тем африканским странам, которые работают с привязкой евро, а также предпочитающим евро-альтернативу доллару азиатским государствам. Эксперты-оптимисты исходят из того, что в своё время переход к евро в 1999-2002 годах не дал никакого заметного импульса экономикам членов ЕС. Среднегодовой рост ВВП понизился с 1,8% в девяностых годах до 1,5% в нулевых; то же касается и роста промышленного производства, экспортно-импортных операций (правда, всё это - в основном за счёт кризиса 2008 года; статистика до 2008 года показывает положительную динамику). Следовательно, если ничего не приобрели, то нечего и терять.

Со своей стороны, эксперты журнала «Биржевой лидер» с удивлением воспринимают такую аргументацию: ведь очевидно, что даже возрождение колебаний валютных курсов даст весьма заметный негативный эффект, что уж говорить об остальных факторах?

Все без исключения эксперты сходятся в одном : падение евро или исчезновение еврозоны приведёт к повышению курса доллара по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе (график доллара?).

Очевидно, что именно доллар будет использоваться теми, кто работал с евро как с резервной валютой. Даже то, что «вернувшиеся» после распада еврозоны марка и франк будут вполне надёжными (особенно, если Германии и Франции удастся создать вокруг себя «маркзону» и «франкзону»), не компенсирует обоснованных опасений относительно новых неприятных сюрпризов от евровалют.

Когда создавался Евросоюз, официальных объяснений и мотиваций было озвучено с избытком. В конце концов, идея «Пан-Европы» бродила в умах не один век. Однако экономически Евросоюз был необходим в первую очередь Германии и Франции. Эти страны нуждались в рынках сбыта – и именно такими рынками являлись для них новые члены ЕС. Именно поэтому в Евросоюз не вошла развитая Швейцария, но зато были приняты Греция, Португалия, Румыния и Болгария. Условия, которые ставили перед новыми членами, а также деятельность международных финансовых организаций (не только внутриевропейских, таких, как Европейский банк реконструкции и развития, но и Всемирного банка, и, в первую очередь, МВФ), предоставлявших «дешёвые» кредиты новичкам, приводили к тому, что производственная сфера практически прекращала своё существование: той же Греции, у которой была вполне функциональная (правда, близкая к социалистической) экономика, «оставили» только сферу туристическую. Конкуренты еврограндам были совершенно ни к чему.

Это общая логика международных действий всех ведущих капиталистических государств. Германия и Франция ничего нового здесь не придумывали. Вышеупомянутый МВФ ещё в восьмидесятые годы целенаправленно уничтожал «кредитными условиями» югославский индустриальный сектор и систему выравнивания регионов, что в итоге привело к гражданской войне. Точно так же действовали «создатели Евросоюза».

Нынешняя ситуация имеет принципиальные отличия: сегодня выгоды Германии и Франции вовсе не очевидны. Их сопротивление углублению интеграции связано с причинами, которые открыто озвучила Финляндия: они не хотят платить за других. При этом эксперты скептически относятся к аргументу, согласно которому «греки и португальцы всё проели», то есть, не рассчитали сил собственной экономики и в кризисе виноваты сами. Ясно, что долговой кризис стран Евросоюза – это «общая заслуга». Но теперь южные европейцы перестали представлять собой перспективный рынок сбыта – и они уже совсем не так плотно интересуют немцев и их соратников.

Означает ли это, что Германия и Франция не заинтересованы в сохранении Евросоюза и еврозоны? Нет. Скорее, их не устраивает то, что ЕС рискует впасть в прямую зависимость от основных конкурентов франко-германского союза – от США и Великобритании. Последние, в свою очередь, проявляют нешуточную активность в деле «конструирования апокалипсиса», то есть создания и поддержания картины неминуемого краха ЕС:

1. Упоминаемый ранее американец Н.Рубини прямо указывает, что лучший путь спасения для Греции – выход из еврозоны. Хотя это вовсе не так однозначно.

2. Агентство «Moody’s» понизило прогнозы по рейтингу Германии, её земель, немецких банков с госучастием и всего ЕС в целом. Это, с одной стороны, на руку Германии, которая получает «внешнее» подтверждение ограниченности своих сил; с другой стороны, это очевидный стимул паники вокруг ЕС. Стоит ли уточнять, что «Moody’s» - американское агентство и делать очевидные выводы?

3. Британский аналитический центр CERB ещё в начале 2012 года обнародовал безапелляционный прогноз, согласно которому Греция и Италия покинут еврозону в этом году, а сама валюта исчезнет через 10 лет. Степень достоверности этого прогноза уже сейчас можно подвергнуть сомнению; а вот цели такой «убедительной однозначности» сомнения не вызывают.

4. «Бегство богачей» из социалистической Франции, о котором писали аналитики нашего журнала, некоторыми экспертами рассматривается как своеобразная спецоперация. Известно, что олигархический капитал родины не имеет, а Великобритания выразила свою готовность «принять беженцев» чуть ли не до того, как они собрались куда-либо убегать.

Эксперты отмечают противоречивость сложившейся ситуации. Как бы ни повернулись события, очевидно, что ЕС не будет прежним, его ждёт «переформатирование». Либо он лишится еврозоны (сразу или постепенно – это не так важно) и, скорее всего, потеряет нескольких членов, либо же он перейдёт на более высокий уровень централизации – и тогда это будет уже совсем другой Евросоюз. А, значит, инвестировать в ЕС сегодняшний было бы крайне опрометчивым.

Страны Евросоюза – это тесный союз стран европейской зоны, совместная деятельность которых нацелена на создание внутри этих государств тесной экономической связи, а также гармоничного сосуществования. Все страны, вошедшие в описанный выше союз, имею единую валюту — «евро».

Изначально, страны Евросоюза были небольшим экономическим формированием (1951 год). По началу союз состоял из шести участниц. Ими были Люксембург, Германия, а также такие страны, как Нидерланды, Франция, Италия и Бельгия. Со временем он укрепился. И спустя 12 лет страны НАТО список пополнила Дания, следом за ней поспешила к описываемому выше союзу присоединиться Ирландия и Великобритания. Примкнула к ним и Греция. Это событие состоялось в 1981 году. А Испания и Португалия появились в 1986 году. Через 18 лет карта Евросоюза получила значительное расширение за счет Мальты. Кипр также вошел вслед за Мальтой в прочный союз государств. После этого выявили желание присоединиться и страны бывшего соцлагеря (это Прибалтийские республики, Польша, Чехия, Венгрия). Пользоваться евровалютой захотели и Словения вместе со Словакией.

Сегодня страны Европейского союза включают 28 разных по размеру государств. Несмотря на то, что в Великобритании состоялся референдум о выходе из Евросоюза, фактически это государство еще продолжает считаться членом союза 28 стран-участниц. И страны НАТО список данная страна не покинула.

В Евросоюзе ныне официальными признаны 23 языка. Самыми используемыми, по статистическим данным, являются немецкий – 13%, французский – 12 %, а также общепринятый английский — 12 %. Менее популярными, но все же активно используемыми, являются итальянский -11%, испанский — 9%. Польскому языку, румынскому и голландскому языкам отводится мизерный процент.

Рассмотрим, кто входит в Европейский союз. В минувшем 2015 году многонациональное население ЕС составило 508 200 000 человек. Разносторонний анализ демографии подтверждает постепенное снижение населения, которое будет возмещаться за счет населения присоединяющегося к государствам ЕС. Сегодня государства Евросоюза имеют рост рождаемости. Самыми высокими показателями могут похвастаться Болгария, Чехия, а также страны Словении и Литвы. Только в Люксембурге, Португалии и Мальте уровень рождаемости приблизился к нулевой отметке.

ЕС, как единое государство, имеет свой флаг и гимн. В 1986 году состоялось принятие флага, внешний вид которого представлен, как прямоугольное синее полотно в центральной части которого располагаются 12 звезд золотого цвета. Гимном Европейского союза стал фрагмент девятой симфонии Бетховена из «Оды радости ».

Официально ЕС не имеет своей столицы, но основные ее институты находятся в Бельгии (Брюссель) и лишь некоторые структуры располагаются на территории Люксембурга, Франкфурта-на-Майне, Страсбурга и других городов.

Сегодня единой валютой пользуются 12 стран, исключение составили Великобритания, Дания и Швеция.

Исторические предпосылки к созданию Европейского союза

Уроки масштабной кровопролитной мировой войны возродили идеи пацифизма, подтолкнули к идеям уничтожения любых действий национализма в поствоенный период, и стали основным стимулом для всестороннего сближения европейских стран. Кроме того, после войны экономический уровень государств Западной Европы сильно пошатнулся. Особенно это наблюдалось в Германии, разделившейся на две части, и ставшей перед необходимостью срочного восстановления своего авторитета в мировом пространстве. В эпоху холодной войны слияние государств стало веским шагом для противостояния твердой политической тактике Советского Союза.

В ходе Второй мировой войны в Европе начали зарождаться идеи скорейших евро-интеграционных процессов. В свете подобных настроений, определились два подхода, по которым этот процесс можно было осуществить:

  • федералистский путь;
  • конфедеративная политика.

Первый путь предусматривал формирование наднациональной сверхдержавы (которая должна была называться Соединенными Штатами Европы). Создание такого формирования должно было объединить все сферы жизни в рамки единого государства. Второй путь рассматривался в виде ограниченной интеграции и сохранностью суверенитета всех участников Союза.

Пути формирования Европейского Союза

Создание ЕС происходило поэтапно, процессы постепенного воссоединения стран продолжается и по сегодняшнее время.

  1. Отправной точной создания ЕС стал май месяц далекого 1950 года. В этот период Франция предложила ФРГ и некоторым союзным государствам Европы начать формировать основы Европейской федерализации на основах «плана Шумана», что в результате способствовало появлению Европейского официального объединения угля и стали. В его обязанности входило полное управление общим рынком по добыче угля и производству стали.
  2. На следующем этапе в 1958 году сформированы были Европейское официальное экономическое сообщество и Европейское сообщество по решению вопросов, касающихся атомной энергетики.
  3. Из-за того, что все страны объединяясь, преследовали единые цели, было решено объединить управляющие органы в одну систему. Так появился всем известный Европарламент, а за ним Европейский суд. После этого была сформирована Европейская комиссия, Евросовет и Счетная палата. Образовавшиеся структуры были подчинены единой политической организации с одной системой управления. Россия и Евросоюз переживали хрупкие отношения.
  4. В 60-70-х годах процесс объединения интегрирует на внешнеполитическую и правоохранительную сферы жизни государств.
  5. По причине сильных изменений в сфере экономики и общественно-политической жизни Европы была реформирована правовая система Сообщества. В далеком 1986 году единая управленческая система, которой подчинены все сегодняшние 28 стран союза, приняла Единый европейский акт для расширения предметной компетенции Сообществ, параллельно усовершенствовались институционные механизмы.
  6. В 1992 году произошло подписание важнейшего документа, который изменил всемирную историю. Этим документом был договор о создании Европейского Союза.

Страны Евросоюза – каковы цели создания?

Создавая Евросоюз, страны-участницы преследовали реализацию таких семи целей:


Единое гражданство и валюта

В соответствии с законодательными документами, страны Европейского союза создают свою общую экономику на единой денежной единице — евро. Санкционированием денежной эмиссии занимается Европейский Центробанк. Управление Евросоюзом ложится на Европарламент, который, одновременно, выполняет роль законодательного органа.

С момента подписания договора, люди, зарегистрированные в странах ЕС, автоматически становятся гражданами Европейского союза с правом свободно перемещаться и проживать на любой территории Союза.

Страны Европейского союза — становление

Ратификация Маастрихтского договора в странах-членах ЕС проходила не везде гладко. Так, первоначально, Великобритания и Франция на референдумах не получили поддержку у населения. В Дании положительный результат был получен после определенных уступок в оборонительной сфере. В государствах, где решение о вступлении в ЕС принимал парламент, одобрение было получено быстро. Таким образом, после ратификации договора странами-участниками ЕС, в ноябре 1993 года состоялось официальное подтверждение создания Европейского Союза.

Россия и Евросоюз — как развиваются отношения?

Сотрудничество России с Евросоюзом рассматривало использование обширного поля в сфере торговли и сотрудничества. Первый договор о торговле был заключен в 1988 году с СССР. Продолжением его, после распада Советского Союза, стало двухстороннее соглашение, подписанное государствами в 1994 году. Так, на протяжении многих лет государства вели полномасштабную торговлю и всестороннее сотрудничество. В планах России намечалась евроинтеграция с безвизовым режимом. Но 2014 год внес кардинальные изменения в отношения России с Евросоюзом и причиной для этого стал государственный переворот в Украине.

Долговой кризис в Еврозоне

Сегодня страны Евросоюза переживают не легкие часы, это часы испытаний долговым и миграционным кризисом.

Долговой кризис и его особенности

В 2009 году произошло событие, которое насторожило все страны Европейского союза. Греция оказалась на грани дефолта, так как ее государственный долг поднялся до уровня 130% ВВП. Отечественные и зарубежные исследователи кризисных проявлений в ЕС часто сходятся во мнении, что основной причиной негативных тенденций в экономике ЕС является проявление мирового экономического кризиса. Первую волну которого, удалось погасить мощной поддержкой ликвидности и кредитами, на небольшой промежуток времени. В результате в 2011 году эта финансовая проблема уже охватила многие страны ЕС.

В очередь для спасения от дефолта за Грецией стала Венгрия. А совсем недавно американский телеканал CNBC опубликовал список самых крупных государств-должников и среди них 17 стран Евросоюза, США в этом списке занимают 20 место. Чем обернется для Европы не желание жить по средствам и неумеренное потребление?

На фоне долгового кризиса многие европейские страны включают рычаги экономии за счет программ сокращения госрасходов для населения. Однако такие не популярные шаги могут привести к социальному взрыву и смене ведущих политических сил на кардинально противоположные.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

Греческие проблемы обнажили ненадежность всей финансовой конструкции Европейского союза. Сегодня становится очевидной и другая проблема появления долгового кризиса – это поспешное расширение рядов Союза и еврозоны, когда, в ЕС были приняты Испания, Греция и Португалия, с нарушением базовых стандартов единой системы. Экономики этих государств не имели нужного уровня, однако были приняты в ЕС только по политическим соображениям. В итоге, страны Европейского союза поглощает долговой кризис.

Причины, способствовавшие разгару долгового кризиса

На развитие долгового кризиса в ЕС повлияли две основные причины:

  1. Экономика всех стран села на «кредитную иглу». Формирование бюджетов стран производилось на основании кредитов, а не на возможности жить по средствам.
  2. Растущие бюджетные дефициты государств покрывались наращиванием государственных долгов. В итоге к 2010 году у многих государств ЕС показатель государственного долга достиг критической отметки, так в Греции он составил 130% ВВП, в Португалии 110% ВВП, в Ирландии 105% ВВП. Население этих стран стало заниматься планированием собственных финансов, которое в значительной мере улудшело положение, ведь использовались особенные тактики и стратегии. Обучиться планированию финансов просто, кому интересно, материал можно найти в статье «Планирование финансов! Растратчики, накопители и финансово-грамотные люди! К какой группе относитесь вы?!»

Миграционный кризис Евросоюза

Миграционный кризис Евросоюза начался с того момента, когда союз 28 стран не смог решить проблему с беженцами. Коалиционный аппарат оказался бессильным в урегулировании данного вопроса.

Проблема с беженцами

Проблема с беженцам всегда волновала жителей Европы и политиков многих стран мира. Но массовость этого потока предусмотреть и рассчитать не могли даже ведущие политики мира.

В 2015 году квоты, выделенные для всех стран ЕС, были превышены в 15 раз беженцами из Сирии, Египта, Ливии, и к концу года их число превысило 800000 тысяч человек. Статистические данные ООН выделяют следующие страны, из которых беженцы устремляются в Европу — это Сирия, Пакистан, Афганистан, Судан, Албания, Ливия, Эритрея.

По утверждениям некоторых политиков стран коалиции, причиной бегства большей части беженцев является стремление людей улучшить социальные условия жизни. Но нельзя забывать о большом числе людей, убегающих от гражданских войн, развернутых на территории Сирии, Афганистана и Ирака боевиками ИГИЛ. Так, Сирию с июня 2015 года покинуло 11,5 млн. человек. Люди убегают от террористов ИГИЛ, которые ведут войну с правительственными войсками для установления своего исламского государства с законами шариата. Боевиками устанавливаются жесткие требования, все несогласные убиваются.

Почему мигранты бегут в Европу?

Почему поток беженцев устремлен на страны Европейского союза? Ответ банально прост – в Европе, на законодательном уровне закреплены такие социальные преференции, которые делают Европу самым желанным убежищем для беженцев, в сравнении с Ираном, Турцией, Иорданией и другими странами, принимающими беженцев.

Социальные пособия для беженцев

Раскрывая свои границы для мигрантов, МВФ предполагает получить дешевую рабочую силу, при этом забывает, что квалификационные навыки у мигрантов мизерны, а желание трудиться часто отсутствует. Куда проще получать хорошее пособие, не прилагая к этому ни каких усилий.

Так, на примере нескольких государств, можно увидеть какие условия для жизни получают беженцы:


Во всех европейских государствах для быстрой интеграции беженцев бесплатно проходят стажировки, установлено обязательное посещение языковых и трудовых курсов.

Из тех, кто входит в Европейский союз, наилучшие условия для беженцев предоставляют центральные страны Евросоюза. Из них Германия является самой привлекательной, так как выделяет для приема беженцев огромные суммы денег. Поэтому основной поток мигрантов устремляется в Гамбург, Франкфурт и Мюнхен. В Италии, Греции и Венгрии задерживаются те беженцы, которые получили отказ у ведущих европейских государствах.

Европа не была готова к большому потоку мигрантов?

Большой поток беженцев в 2015 году заставил правительства стран Европы перекрывать границы, ограничивать пропуск людей. Граница между Венгрией и Сербией теперь имеет забор. Германия вначале встречала беженцев радушно, но затем, увидев реальное число мигрантов, пришла в ужас, и остановила железнодорожную связь с Австрией.

За два года миграционного кризиса, при попытке переехать в страны Европейского союза, по официальным сведениям, погибло около двух тысяч человек. Австрия помнит случай с грузовиком, в котором задохнулось 70 беженцев. У побережья Ливии утонула лодка с 50 человеками. У берегов Италии в рыбацком судне задохнулось 49 беженцев. Потерпело крушение перегруженное судно, направлявшееся в Италию из Ливии, в результате более 400 беженцев погибло.

С начала 2015 года страны Евросоюза приняли более 340 тысяч мигрантов, это число постепенно растет, растут и затраты на содержание мигрантов, которые непосредственно ложатся на плечи граждан. Но самое главное — проблема с мигрантами не решается.

Так же этот кризис стал сильным испытанием отношений России с Европой. С активной подачи США в Европе стали насаждать идею «Россия — это агрессор», который стремиться подорвать все европейские устои, мировой порядок и является основным источником миграционных процессов в Европе. Хотя ложность таких утверждений очевидна: Россия и Евросоюз сегодня оказались на критической отметке противостояния. Санкции, направленные против России, бумерангом ударили и по Европе, что еще больше усложнило экономическое положение самих европейских государств.

Европейский союз на грани распада

На фоне накопившихся не решаемых проблем, сегодня многие страны Европейского союза начали вести разговор о выходе из европейской зоны. После угроз Греции покинуть Союз, об этом стали заявлять и другие страны, имеющие высокий госдолг. Так, высокая напряженность появилась в Испании, для нормализации которой потребуется 62 миллиарда евро.

И вот очередной удар — Великобритания бежит из «тонущего корабля». Народ Великобритании 23 июня 2016 года на референдуме заявил о желании выйти из ЕС. А через несколько дней правительство Италии высказалось о желании проведения референдума, которое поддержало 108 депутатов. И это не удивительно. Экономика государства с каждым годом сокращалась на столько, что к 2000 году в Италии произошла потеря 25 % собственной промышленной продукции.

Поэтому все острее сегодня перед нами становится вопрос: как в своей стране развить бизнес в кризис? Ответы на этот вопрос можно найти, если ознакомиться со статьей «Бизнес в кризис – не фантастика, а объективная реальность!» В ней много тонкостей о бизнесе в кризис и рекомендаций новичкам от специалистов.

«Брекзит» и Россия

На фоне европейских санкций и жесткого противостояния «Брекзит» для России стал приятным событием. Немецкие обозреватели в один голос говорят о том, что это победа Путина в противостоянии с Европой, и ему будет приятно наблюдать за больным образованием, скатывающимся в хаос. Ведущие политики мира предполагают, что в потоке своих проблем ЕС ослабит свой курс против российского государства. Не исключается и вероятность того, что с выходом Великобритании из Евросоюза постепенно произойдет подрыв и трансатлантического сотрудничества.

Подводим итог: последствия Брекзита для экономики стран Евросоюза

Поддержку европейской зоне после Брекзита оказали центральные банки сильных государств, потеряв на этом три триллиона долларов, и полтриллиона евро в рынок вложил Европейский ЦБ. Поэтому европейские рынки на какое-то время успокоились. И хотя карта Евросоюза уменьшится на одно государство, процесс самого выхода Великобритании из состава ЕС будет не быстрым.

Другая, и самая главная опасность для стран Европейского союза сохраняется в виде больших государственных долгов в развитых странах. На данный момент инвесторы еще решаются покупать обязательства с отрицательной доходностью у этих государств, да еще и с приплатой.

Но всем понятно, что этот процесс не может быть вечным. И деньги, печатающиеся в неограниченном количестве, в экономику вкладывать нельзя. Поэтому в какой-то момент может начаться обратный процесс, когда инвесторы запустят сброс облигаций на долговых рынках, что приведет к финансовому Армагеддону в мире.

Конечно, развал мировой экономики можно предотвратить, для этого сильные страны Евросоюза должны запустить новые методы для роста экономики, но, к сожалению, сегодня они не просматриваются. Надежды инвесторов больше сводятся к подъему экономики в развивающихся странах, и Россия в их списке стоит на первом месте.