Князь Святополк Изяславич. Внутренняя и внешняя политика во время правления Святополка

Великий Князь Святополк II Изяславич (в св. крещении Михаил) (8/21 ноября 1050 – Киев, 16/29 апреля 1113). Сын Великого Князя Изяслава I Ярославича и Великой Княгини Гертруды (Елизаветы) (урожд. Княжны Польской, дочери Короля Мешко II Вялого и сестры Короля Казимира I Восстановителя). В 1068 получил от отца Полоцк, но в 1071 был изгнан Всеславом Брячиславичем. В 1073-1077 находился с отцом в изгнании в Польше и Германии. В 1078 призван на княжение в Великий Новгород. В 1088 перешел в Туров. В 1093, после кончины Великого Князя Всеволода I Ярославича, занял Киевский престол в строгом соответствии с принципом лествичного права. Спровоцировал конфликт с половцами, арестовав их посольство, прибывшее для переговоров о мирном сосуществовании. Был разгромлен половцами в битвах при Треполе и на реке Желани. В 1094 заключил мир с половцами и женился на дочери Половецкого Хана Тугоркана (в св. крещении Елене). В 1095 вместе с Князем Владимиром Мономахом возобновил военные действия против половцев; в 1096 в этой войне погибли тесть Святополка II Хан Тугоркан и его сын. Внутри страны ситуация осложнялась враждой с Черниговским Князем Олегом Святославичем. В 1097 Святополк II председательствовал на съезде Князей в Любече, созванном по инициативе Князя Владимира Мономаха. Съезд постановил «кождо (т.е. каждый) да держит отчину свою», чем, с одной стороны, ограничил междуусобный произвол, но с другой – юридически закрепил принцип удельной раздробленности. Сразу же по окончании съезда Святополк II, поверив клевете Князя Владимир-Волынского Давыда Игоревича, пленил и допустил ослепление Князя Теребовльского Василька Ростиславича. Это преступление едва не вызвало войну между Великим Князем и возмущенным таким вероломством св. Владимиром Мономахом. Однако Вдовствующей Великой Княгине Анне (мачехе Владимира Мономаха) и Митрополиту Николаю удалось предотвратить усобицу на условии наказания Князя Давыда Игоревича. Последний в 1099, после 7-недельной осады Владимира-Волынского, был изгнан Святополком II и бежал в Польшу. Междуусобица между Великим Князем, с одной стороны, и Володарем и Васильком Ростиславичами и объединившимся с ними Давыдом Игоревичем, с другой, возобновилась в том же году. Жертвой борьбы стал сын Святополка II Князь Мстислав, погибший в июне во время осады Владимира-Волынского Давыдом Игоревичем. В августе съезд Князей в Витичеве лишил Давыда Игоревича его удела (Владимира-Волынского). В 1100-1102 Святополк II с переменным успехом воевал с племянником – Князем Ярославом Ярополковичем. В 1103 по решению съезда Русских Князей в Долобске их коалиция нанесла поражение половцам. Также в этот период Святополк II упрочил международное положение Русского государства, вступив в брак с Принцессой Восточной Римской Империи Варварой (дочерью Императора Алексея I Комнина) (1103) и устроив браки своих дочерей: Княжна Сбыслава вышла замуж за Польского Герцога Болеслава III Кривоустого (1103), а Предслава – за Венгерского Королевича Альмоша (1104). Поход воеводы Путяты зимой 1104-1105 против Князя Глеба Всеславича Полоцкого закончился безрезультатно. В 1106-1111 Святополк II одержал ряд побед над половцами (наиболее значительная – совместно с Владимиром Мономахом в битве на реке Сальница 27 марта/9 апреля 1111). Святополк II особо почитал св. преп. Феодосия Печерского, всегда молился у его гробницы перед любым важным делом и в 1108 повелел Митрополиту Никифору канонизировать св. Феодосия. Великий Князь отличался высоким уровнем образования. Современники отметили его незлопамятность. В тоже время Святополка II обвиняли в сребролюбии и покровительстве ростовщикам в ущерб русскому населению. Кончине Великого Князя предшествовало солнечное затмение, воспринятое как предвестник несчастья. Сразу после его смерти в Киеве вспыхнуло восстание, и начался еврейский погром, вызванный недовольством киевлян чрезмерными привилегиями, данными Святополком II ростовщикам. Эксцессы были прекращены Владимиром Мономахом, вступившим на Великокняжеский Киевский престол вне очереди лествичного права. Святополк II погребен в киевской церкви св. Михаила Архангела.

Князь полоцкий
1069 - 1071

Предшественник:

Мстислав Изяславич

Преемник:

Всеслав Брячиславич Вещий

Князь новгородский
1078 - 1088

Предшественник:

Глеб Святославич

Преемник:

Мстислав Владимирович Великий

Князь туровский
1088 - 1093

Предшественник:

Ярополк Изяславич

Преемник:

Вячеслав Ярополкович

18-й Великий князь киевский
1093 - 1113

Предшественник:

Всеволод Ярославич

Преемник:

Владимир Всеволодович Мономах

Рождение:

Династия:

Рюриковичи

Изяслав Ярославич

Начало великого княжения

Походы в степи

Брак и дети

Святополк (Михаил) Изяславич (8 ноября 1050 - 16 апреля 1113) - князь полоцкий (1069 - 1071), новгородский (1078 - 1088), туровский (1088 - 1093), великий князь киевский (1093 - 1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича; кто была его мать - точно не известно (по одним данным, Гертруда Польская, дочь Мешко II, по другим - Святополк родился от наложницы Изяслава).

Княжич

В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцк на место умершего Мстислава. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с Изяславом Ярославичем в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев Святополк получил в 1078 году Новгород и зимой того же года ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжег его посады.

Начало великого княжения

По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью.

Едва Святополк успел сесть в Киеве как пришли половцы на Русскую землю и отправили послов своих к нему, предлагая мир. Святополк же, не собрав старшую дружину отца и дяди своего, стал совещаться лишь с туровскими боярами, которых привел с собой. Те присоветовали ему не мириться с половцами. Святополк велел перехватать послов и посадить их под замок. Проведав об этом, половцы пошли войной на Русь и осадили Торческ. Святополк одумался, отпустил послов, но половцы не захотели уже мира, а стали наступать, воюя повсюду. Святополк послал к Владимиру Мономаху и стал звать его в поход вместе с собою. Владимир собрал своих воинов и ещё послал за братом Ростиславом в Переяславль, веля и ему помочь Святополку.

Князья пошли к Треполю, и все воинство переправилось через Стугну, которая была в это время переполнена водой. Изготовившись к бою, они поставили посередине дружину Ростислава, справа от неё - Святополка, а слева - Владимира. 26 мая половцы, в свою очередь построившиеся для решительной битвы, напали на Святополка и врезались в его полк. Сам Святополк держался твёрдо, но люди его, не выдержав натиска половцев, побежали. После побежал и Святополк, а за ним и все остальные русские полки.

Той же ночью Святополк добрался до Киева. А половцы девять недель осаждали Торческ, потом разделились надвое: одни остались у города, а другие пошли на Киев. Святополк вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желане. И опять русские побежали под натиском поганых, так что погибших было больше, чем в прежней битве. Святополк прискакал в Киев, а половцы вернулись к Торческу. На другой день обессиленные защитники сдались. Половцы взяли город, сожгли его, а людей поделили и увели в степь. Святополк же, не имея больше сил вести войну, в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жены дочь Тугоркана, хана половецкого.

В 1096 году Святополк вместе с Владимиром Мономахом ходили на Олега Святославича и изгнали его из Черниговской земли. Не успев окончить этого дела, князья узнали, что хан Боняк со множеством половцев воевал земли вокруг Киева и сжег княжеский двор в Берестове. Тогда же пришёл Тугоркан, тесть Святополков, к Переяславлю и стал около города. Святополк и Владимир пошли от Стародуба к Днепру и втайне от половцев переправились через Днепр. Половцы, заметив княжеские полки, едва успели построиться к бою. Владимир с ходу ударил на врага, и половцы побежали, не выдержав натиска. Были в тот день убиты Тугоркан, его сын и многие другие ханы. Наутро нашли труп Тугоркана. Святополк взял его, привёз к Киеву и похоронил в Берестове.

26 июня хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри - Стефанов, Германов и Печорский - и, разграбив их, ушли обратно в степь.

Любечский и Витичевский съезды

В 1097 году Святополк и Владимир Мономах собрали всех русских князей в Любече для установления мира. Князья говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, Навлекая сами на себя ссоры? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают усобицы. Объединимся же и с этих пор будем чистосердечно охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей». На том все князья целовали друг другу крест, поклявшись: «Если теперь кто покусится на чужую волость, да будет против него крест честной и вся земля русская». Так порешив, все разошлись восвояси.

После съезда Святополк и Давыд Игоревич отправились вместе в Киев, и тут некоторые мужи стали наговаривать Давыду на князя Василька Ростиславича, будто тот сговорился с Владимиром Мономахом против него и Святополка. Давыд, поверив лживым наветам, начал наговаривать Святополку на Василька: «Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь Ростиславичи злоумышляют против тебя и меня и сговорились уже с Владимиром. Позаботься же о своей Голове». Святополк поверил всем наветам Давыда, и начали оба думать о Васильке. Порешили на том, чтобы схватить его. Святополк послал к Васильку, который был ещё в Руднице под Киевом, с приглашением на именины. Василько приехал с небольшой дружиной на княжеский двор. Святополк проводил его в избу, где сидел Давыд. После они оба вышли, а Василька схватили и заперли, приставив к нему стражу. В ту же ночь Святополк отдал Василька Давыду. Пленника отвезли в Белгород и там ослепили, после чего Давыд увез его к себе на Волынь.

Узнав о случившемся, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи послали своих мужей к Святополку с обвинениями в его адрес:

Святополк отвечал:

Но мужи Владимировы, Олеговы и Давыдовы сказали:

И, сказав так, уехали из Киева.

На другое утро князья начали переправляться через Днепр, чтобы идти войной на Святополка. Святополк уже хотел бежать из Киева, но киевляне задержали его и послали к Владимиру его мачеху, вдову Всеволода, а с ней и митрополита Николу, чтобы они умоляли Владимира не начинать вновь усобицы и не разорять Русской земли. Владимир внял мольбам княгини. После этого начали князья пересылаться между собой и договорились на том, что Святополк должен пойти войной на Давыда и либо захватить, либо прогнать его.

В 1099 году Святополк со всем своим войском подступил к Владимиру Волынскому (Василька к этому времени уже освободил его брат Володарь) и стоял у города семь недель. Наконец Давыд начал просить: «Выпусти меня из города». Святополк согласился и выпустил его. Давыд бежал в Польшу, а Святополк занял Владимир. Прогнав Давыда, Святополк пошёл войной на Володаря и Василька Ростиславичей, так как хотел отнять у них волость своего брата. Полки сошлись в поле на Рожни и начался жестокий бой. Увидев, что Ростиславичи одолевают, Святополк бежал во Владимир, а оттуда - в Киев. Конец войне положил Витичевский съезд князей в 1100 году.

Походы в степи

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске. Князья сели в одном шатре со своими дружинами и стали рассуждать о походе в степь. И послали они к Олегу и Давыду Святославичам, говоря: «Пойдите на половцев и выйдем живыми либо мёртвыми». Давыд послушался княжеского приглашения и пришёл к Святополку со своей дружиной, а Олег - нет.

Собравшись, князья на конях и в ладьях спустились по Днепру за пороги и встали в быстрине у Хортичева острова. Отсюда на конях и пешком шли четыре дня до Сутени. Через некоторое- время надвинулись на русский стан половецкие полки, и были они как лес, пишет летописец, так что конца им не было видно, а русь пошла им навстречу и была великая битва 4 апреля на Сутени, в которой одержала русь полную победу над половцами. Кроме многих простых воинов в этот день были убиты 20 половецких князей. Русские захватили богатую добычу: скот, овец, коней, верблюдов и вежи с имуществом и челядью, и вернулись из похода с полоном и славою великою.

В конце зимы 1111 года Владимир Мономах опять убедил Святополка и Давыда Святославича устроить большой поход против половцев. 4 марта русские добрались до Хорола и здесь бросили свои сани, так как земля обнажилась, и дальше пошли пешком и на конях… 24 марта половцы собрали свои полки и пошли в бой. Русские князья, возложив надежду свою на Бога, так сказали друг другу: «Видно, здесь смерть нам! Станем же твердо». И, попрощавшись друг с другом, разъехались каждый к своему полку. Обе стороны сошлись, началась жестокая битва, и половцы были разбиты вновь, как и восемь лет назад. 27 марта собрались половцы в ещё большем количестве, чем накануне, и обложили русские полки. Опять между противниками началась лютая битва, и падали люди с обоих сторон. Наконец, Владимир и Давыд со своими полками начали наступать, а половцы обратились в бегство. Святополк, Владимир и Давыд, прославив Бога, захватили большой полон и воротились восвояси.

Смерть

После Пасхи 1113 года он разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве.

Татищев так характеризует Святополка:

Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви святого Михаила. После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.

Брак и дети

  • Первая жена: имя неизвестно. Возможно дочь чешского князя Спытигнева II. Ранее считалось, что ею была Варвара Комнина. (Об установлении личности см.: Жены Святополка ). От этого брака родились:
    • Ярослав (Иван) (ум. 1123), князь Владимиро-Волынский 1097, 1100-1118, Вышгородский 1100-1118, Туровский 1100-1118
    • Анна (умерла после 1136); муж: Святослав (Святоша) Давыдович (ок.1080 - 1142), князь Луцкий
    • Сбыслава (ум. 1113); муж: с 1103 Болеслав III Кривоустый (1085-1138), король Польши
    • Предслава ; муж: с 1104 Альмош Венгерский (1068-1129), король Хорватии
  • Вторая жена: с 1094 Елена, дочь половецкого хана Тугоркана.
    • Брячислав (1104-1123), князь Туровский 1118? - 1123
    • Изяслав (ум. 1127), князь Клецкий, князь Туровский 1123
    • Мария (ум. после 1145); муж: с ок. 1118 Петр Власт (ум. 1153)
  • кроме того, от наложницы Святополк имел ещё одного сына (старшего):
    • Мстислав (ум. 1099), князь Брестский 1093-1097, Новгород-Северский 1095-1097, Владимиро-Волынский 1097-1099

Новгородом, Черниговом, Владимиром-Волынским) и другими, историки проводили параллели, как родственные связи и личностные качества влияли на становление великого государства Киевская Русь.

Святополк Изяславич больше запомнился потомкам как вершитель внешней политики, мало что сделавший для единства государства.

Родословная Святополка Изяславича

Святополк (при крещении Михаил) родился 8 ноября 1050 г. Его отец Изяслав Ярославич был князем Киевским. Кто мать, доподлинно не известно. По некоторым источникам, это была наложница его отца, по другим данным - дочь польского короля Мешко Второго - Гертруда.

Отец Святополка был средним сыном Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингегерды (Ирина при крещении).

Изяслав княжил в Киеве, когда его сыну Святополку исполнилось 19 лет, и он посадил его править в Полоцке в 1069 году.

Исторический период развития Киевской Руси после смерти считается смутным временем, когда Святополк Изяславич и другие князья вели постоянные войны друг с другом и половцами.

Начало княжения

Княжение в Полоцке сына Изяслава продлилось всего 2 года, после чего ему пришлось покинуть город и вернуться к отцу в Киев, так как прежний владыка волости вернул себе город.

В 1073-1077 годах Святополк со своим отцом был в изгнании, а после того как Изяслав вновь стал княжить в Киеве, дал сыну Новгород, которым тот правил до 1088 года. С 1089 по 1093 год он правил в Турове. Смерть последнего из сыновей Ярослава Мудрого привела к тому, что правление в Киеве должно было перейти к его старшему внуку - Святополку.

Хотя народ киевский желал, чтобы им правил Владимир Мономах, младший внук Ярослава, тот не пожелал нарушать закон и пригласил Святополка занять княжеский престол. Так в 1093 году он стал князем Киевским.

Битва с половцами

Правление Святополка Изяславича в Киеве длилось с перерывами с 1093 по и осталось в памяти народа как смутное и жестокое время. В первый же год показал себя новый князь недальновидным правителем, плохо понимающим положение Киевской Руси во внешней политике.

В то время как Святополк Изяславич занял престол, половецкая орда шла с войной на Русь. Но узнав о новом князе, прислали послов с миром и различными требованиями для его заключения. Князь не послушал советов бояр, которые были советниками еще при его отце и дяде, а внял требованию своих дружинников, которые пришли за ним из Турова, заключить послов под стражу.

Это решение стало началом бедствий, которые сопровождали все правление Святополка. Половцы пошли войной, и хотя князь отпустил послов и предложил мир, было поздно. Имея дружину всего в 800 воинов, он не мог противостоять половецким князьям.

Послушав, наконец, киевских бояр, Святополк попросил помощи у Черниговского князя Владимира Мономаха. Тот пришел не один, а призвал с собой своего брата Ростислава с дружиной. Но, даже собрав войска вместе, они обнаружили, что их численность значительно уступала половецкому войску.

Когда обе армии встретились на разных берегах реки Стугни, Владимир предложил войти с половцами в переговоры, но Святополк не внял советам и решился на бой, который оказался разгромным для русичей. Святополк бежал с остатками своей армии в Треполь, а затем в Киев.

Владимир Мономах в этой битве потерял брата и большую часть дружины и бояр и вернулся в Чернигов в большой печали. Половцы захватили и ограбили земли к северу от Киева и уничтожили город Торческ, захватив всех его жителей в плен.

Лишь в 1094 году Святополк Изяславич, годы правления которого начались с больших потерь, заключил мир с половцами, женившись на дочери самого влиятельного хана - Тугоркана.

Любечский съезд

Борьба князей за Черниговский и Новгородский удел приводила к постоянным распрям и кровопролитию, пока не решили князья собраться и уладить все вопросы миром. В 1097 году в Любече встретились внуки Ярослава Мудрого: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Давид Игоревич, Олег с братом Давидом и Василько Ростиславич.

Целью встречи было объединение князей Киевской Руси против внешних врагов и закрепление за каждым из них тех уделов, которые им положены по закону. Сделано это было с тем, чтобы не претендовали князья на земли друг друга и не вели

Все согласились с разделом земель, и тем, кто и где будет править. Князья поцеловали крест в знак того, что согласны с принятым решением, и пообещали не нарушать его. Также все согласились, что объединятся против того, кто нарушит клятву.

Решение этого съезда имело историческое значение, так как явно показывало внутреннюю раздробленность Киевской Руси на отдельные самостоятельные княжества, готовые объединяться в случае внешней опасности. Все это повлияло на отношения между князьями и изменило это только смерть Святополка Изяславича и приход к власти Владимира Мономаха.

Съезд в Витечеве

Святополк нарушил клятву, данную в Любече, послушав обманные речи Давида, который завидовал братьям Васильку и Володарю Ростиславичам. Пригласив Василька к себе на день рождения, Святополк позволил Давиду ослепить его и увезти во Владимир.

Этот поступок возмутил всех бояр и князей, так как подобной коварной жестокости еще не было между ними. Владимир Мономах призвал других участников съезда братьев Олега и Давида Святославичей и пошел на Киев.

Междоусобицы не случилось только потому, что просить за Киев и землю русскую вышла мачеха Владимира. Князья потребовали, чтобы Святополк пошел войной на Давида Игоревича, что тот и сделал в 1099 г.

Последовавшие после этого войны привели к новому съезду, который прошел в 1100 году в Витичевске. Его итогом стало присоединение Владимира-Волынского к землям Святополка.

Долобский съезд

Долобский съезд 1103 года был назначен Владимиром Мономахом, чтобы держать совет с Киевским князем о необходимости походов против половцев. Святополк Изяславич, внутренняя и внешняя политика которого никак не способствовала укреплению Руси и освобождению от половецкого ига, не желал военных походов, ссылаясь на желание дружины не воевать, а сеять.

При встрече возле озера Долобского, на левом берегу Днепра, Владимир держал речь, в которой убедил, что прежде чем сеять, следует укрепить границы, не то враги разорят села и сожгут посевы.

Он убедил и дружинников, и Святополка в необходимости войны против половцев. Так начались походы русичей против завоевателей.

Походы на половцев

Начатые в 1103 г. военные действия стали первым объединением князей Киевской Руси против половецких ханов. Длившееся более 7 лет противостояние двух армий привело к тому, что в каждой новой битве русичи одерживали сокрушительную победу.

Решающей битвой стал бой 27 марта 1111 г., когда половецкие войска не выдержали лютого натиска русских дружин и обратились в бегство. Князья с богатой добычей возвратились домой.

Жены и дети Святополка

О первой жене Святополка историкам ничего не известно, но в этом браке родились:

  • сын Ярослав (1072-1123) - в разное время князь Владимиро-Волынский, Вышгородский и Туровский;
  • дочь Анна (ум. в 1136);
  • дочь Сбыслава (ум. в 1111);
  • дочь Предслава.

Вторая жена была дочерью хана Тугоркана, в крещении Елена. От этого брака родились:

  • Брячислав (1104-1123);
  • Изяслав (ум. в 1127);
  • Мария (ум. позже 1145).

Старшим сыном Святополка был сын Мстислав (ум. в 1099), рожденный от наложницы.

Смерть Святополка Изяславича (дата 16.04.1113) привела к народному восстанию в Киеве. Народ, недовольный княжением почившего князя, требовал на престол Владимира Мономаха. Только чтобы прекратить волнения, тот согласился княжить в Киеве.

Святополк в истории Киевской Руси

Смерть Святополка Изяславича положила конец смутному времени, которое в истории Киевской Руси названо одним из самых кровавых и жестоких. С приходом некогда разрозненное государство стало единой и могучей державой.

Пример кровавых смут и массовой гибели людей при недальновидной и нерешительной политике Святополка стал для последующих правителей Киевской Руси предупреждением.

III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ

(продолжение)

Святополк II. - Олег Святославич и междоусобия за Чернигов. - Любечский съезд. - Ослепление Василька и споры за Волынь - Съезд Витичевский- - Ожесточение против половцев. - Соединенные походы князей в степи.

Начало княжения Святополка Изяславича

Со смертию последнего из сыновей Ярослава великокняжеское достоинство должно было перейти к одному из его внуков. По родовым понятиям того времени старшинство принадлежало Святополку Изяславичу, то есть сыну старшего из Ярославичей, занимавших Киевский стол. Хотя киевляне и выражали желание иметь князем мужественного Владимира Мономаха, который призван был своим умирающим отцом в Киев и присутствовал при его погребении; но Владимир не хотел нарушить права Святополка и навлекать междоусобную войну. Он послал за ним в Туров звать его на великокняжеский стол, а сам отправился в свой Черниговский удел. Недаром киевляне желали обойти Святополка: он скоро обнаружил свою неспособность внушить уважение младшим родичам и страх внешним врагам России.

Святополк Изяславич на постаменте памятника 900-летию съезда князей в Любече (лицо в центре). Скульптор Геннадий Ершов

Битва с половцами на Стугне (1093)

Половцы шли воевать Русскую землю в то время, когда до них достигла весть о смерти Всеволода; они отправили послов к Святополку с предложением мира, сопровождая его предложение, конечно, разными требованиями. Святополк, не внимая советам опытных киевских бояр, служивших его отцу и дяде, послушал своих дружинников, пришедших с ним из Турова, и велел заключить под стражу половецких послов. Тогда Половцы принялись опустошать русские пределы и, между прочим, осадили Торческ, город, находившийся на реке Роси, на границе со степью и населенный преимущественно пленными Торками. Святополк спохватился, отпустил половецких послов и сам предлагал мир; но теперь уже трудно было остановить орду. Имея у себя не более 800 отроков, великий князь по совету неразумных людей хотел выступить против варваров; однако послушал наконец старых бояр и послал просить помощи у Владимира Мономаха. Последний не замедлил прийти из Чернигова, а своего младшего брата Ростислава призвал из Переяславля. Но силы собрались недостаточные. Когда князья пришли к реке Стугне, Владимир советовал остановиться и, угрожая отсюда Половцам, войти с ними в переговоры. Но Святополк отважился на битву, которой требовало и пылкое киевское юношество. Река Стугна находилась тогда в разливе. (Дело происходило в мае месяце.) Войска переправились через нее, миновали город Треполь и вышли за вал, насыпанный Русью для защиты от степняков. Тут встретила русских Половецкая орда и ударила прежде всего на дружину Святополка; последняя не выдержала и побежала; затем варвары сломили дружины Владимира и Ростислава. Святополк бросился с своими людьми в ближний город Треполь, а черниговцы и переяславцы побежали к Стугне и пошли через нее вброд; причем Ростислав утонул. Владимир, хотевший подхватить брата, сам едва не пошел ко дну. Он потерял в этой битве значительную часть своей дружины со многими боярами и очень печален воротился в Чернигов. А Святополк в ту же ночь из Треполя убежал в Киев. Тогда Половцы, распустив свои загоны по Русской земле, беспрепятственно принялись грабить и брать полон. Загоны их доходили до Вышгорода, то есть к северу от Киева. Святополк попытался снова сразиться с варварами и опять был разбит наголову. Между тем осажденный Торческ более девяти недель мужественно оборонялся; наконец, томимый голодом и жаждою, отворил ворота. Варвары зажгли город, а жителей его разделили между собою и увели в свои вежи вместе с огромным полоном, захваченным в других городах и селах. В следующем 1094 году Святополк заключил мир с Половцами и, чтобы скрепить его, женился на дочери сильнейшего из половецких ханов Тугоркана. Но эта война была только началом тех бедствий и междоусобных браней, которыми ознаменовалось княжение Святополка-Михаила.

Продолжение борьбы с Олегом Святославичем

Причиной междоусобий, происходивших при Святополке II, было продолжение споров, с одной стороны, за Чернигов, с другой – за Волынь. Олег Святославич, заточенный греческим правительством на остров Родос, пробыл там два года. Но с восшествием на византийский престол знаменитого Алексея Комнена обстоятельства изменились. Русский князь не только получил свободу, но, кажется, и помощь, с которою воротил себе Тмутараканский стол (в 1083 г.); причем строго наказал крамольных тмутараканских хазар и казнил главных виновников своей ссылки. Около десяти лет Олег сидел смирно в Тмутаракани; но по смерти Всеволода он в 1094 году явился с толпами половцев под Черниговом, чтобы завоевать свой наследственный удел. Владимир Мономах, еще не оправившийся от поражения на берегах Стугны, на этот раз не был готов к борьбе. Когда неприятели начали выжигать монастыри и села, лежащие около Чернигова, он после осьмидневной обороны помирился с Олегом, сдал ему город; а сам с своим семейством под прикрытием небольшой дружины прошел сквозь половецкие толпища и удалился в свой наследственный Переяславль. Однако Олег не вдруг утвердился в Черниговской области. Святополк и Владимир Мономах пригласили его идти вместе с ними на половцев; но он уклонился от войны с бывшими союзниками. В следующем 1096 году Святополк и Владимир послали звать Олега в Киев, чтобы сообща рассудить о защите Русской земли от варваров и подумать о том совокупно с епископами, игуменами, боярами и городскими старцами. Олег дал гордый ответ: "Не пристало судить меня епископам, игуменам и смердам". "Так ты нейдешь ни на поганых с нами, ни на совет к нам; а замышляешь поганым помогать против нас", – велели сказать ему Святополк и Владимир и, соединясь, пошли на Олега. Последний был изгнан из Чернигова; но вместо Тмутаракани он удалился теперь в другой наследственный удел Святославичей, в землю Муромо-Рязанскую. Незадолго до того времени один из сыновей Владимира Мономаха, Изяслав, выгнал из Мурома посадников Олега и завладел этим городом. Олег с Рязанцами пришел к Мурому, и под его стенами разбил Изяслава; последний пал в этой битве; а его ростовские и белозерские дружинники были взяты в плен и заключены в оковы. Не довольствуясь возвращением Муромского удела, Олег в свою очередь захватил соседние волости – Ростовскую и Суздальскую, наследственные в семье Мономаха, разместил там своих посадников и начал собирать дани. Тогда против Олега выступил его крестник, старший сын Мономаха Мстислав, княживший в Новгороде Великом. Он явился в Суздальской области и выгнал оттуда Олеговых посадников. Скромный Мстислав после того предложил крестному отцу мир. "Я моложе тебя, – велел он сказать Олегу, – пересылайся с моим отцом, возврати захваченную дружину; а я во всем тебя послушаю".

К тому же времени, вероятно, относится сохраненное в летописи письмо Мономаха к Олегу. Несмотря на печаль о потере младшего сына, Владимир однако склоняется на миролюбивые убеждения Мстислава; он обращается к своему врагу со словами примирения и в трогательном послании к нему изливает свои чувства отца и христианина. Но коварный Олег желал переговорами только выиграть время, чтобы приготовить силы и напасть врасплох. Была первая неделя Великого поста. Мстислав в Суздале однажды сидел за обедом, когда к нему пришла весть, что Олег уже появился на Клязьме. Молодой князь успел собрать свою дружину, состоявшую из новгородцев, ростовцев и белозерцев, поспешил навстречу Олегу и разбил его на берегах речки Колокши, впадающей в Клязьму. Преследуя своего крестного отца и дядю в глубь Рязанской области, Мстислав велел ему сказать: "Не бегай, а пошли лучше к братьям с просьбою; они не лишат тебя Русской земли (т.е. удела в Южной Руси); я также попрошу за тебя своего отца". Олег наконец последовал его совету, и на этот раз мирные переговоры повели к знаменитому Любечскому съезду, который прекратил жестокие междоусобия за Чернигов.

Любечский съезд 1097

В 1097 году в Любече на берегах Днепра собрались старшие князья, внуки Ярослава Святополк, Владимир Мономах, Давид Игоревич и Олег с братом своим Давидом, кроме того, племянник их Василько Ростиславич. "Зачем мы губим Русскую землю своими ссорами, – говорили они друг другу, – а Половцы радуются нашим междоусобным браням и разносят нашу землю; будем отныне заодно, и пусть каждый владеет своею отчиною". Вследствие того порешили, чтобы Святополк по-прежнему держал Киев, а Владимир Мономах – земли Переяславскую и Ростовскую, Давид, Олег и Ярослав Святославичи – Черниговскую и Муромо-Рязанскую, Давид Игоревич – Владимиро-Волынскую; Ростиславичам оставлены города, которые назначены были еще Всеволодом, именно Володарю – Перемышль, а Васильку – Теребовль. Князья поцеловали крест, т.е. присягнули на этом решении, и обязались вооружиться всем на того, кто вздумает нарушить согласие. Затем они разъехались. Таким образом Чернигов был возвращен Святославичам.

Любечский съезд имеет то значение в нашей истории, что на нем ясно высказалось стремление Руси к раздроблению на отдельные земли (отчины), т.е. к закреплению этих земель.за известными ветвями Русского княжеского дома, а следовательно, к некоторому их обособлению. Постановление этого съезда легло в основу почти всех последующих междукняжеских отношений.

Ослепление князя Василька

Но едва утихла междоусобная брань со стороны Чернигова, как она быстро и неожиданно возникла с другой стороны: за Черниговским выступил вопрос Волынский, сопровождаемый делами еще более кровавыми и драматическими. Прежде нежели перейти к дальнейшим событиям, необходимо упомянуть об одном случае, имеющем с ними тесную связь. Выше сказано, что в княжение Всеволода племянник его Ярополк Изяславич получил в удел Владимиро-Волынскую область и что с ним враждовали его соседи Ростиславичи: последние желали увеличить свои уделы на счет Волынской земли. Однажды Ярополк Изяславич ехал из Владимира в свой червенский Звенигород и лежал на возу. Вдруг один из дружинников, его сопровождавших, по имени Нерадец, улучив минуту, вонзил князю в бок свой меч и ускакал. Убийца бежал в Перемышль к старшему из Ростиславичей Рюрику; поэтому на них и пало подозрение в подговоре к злодеянию, которое, по-видимому осталось безнаказанным. После того удел Владимиро-Волынский достался Давиду Игоревичу.

За Давидом утверждена Волынь и на Любечском съезде, исключая некоторой ее части, прилежавшей к Червенским городам и отданной двум Ростиславичам, Васильку и Володарю (старший их брат Рюрик уже умер). Коварный, завистливый Давид тяготился соседством Ростиславичей. Неизвестно, хотелось ли ему владеть всею Волынскою землею безраздельно, или он не считал себя безопасным с их стороны; но дело в том, что он послушал некоторых злых советников и решился погубить Василька; а для этого воспользовался старым, темным делом о смерти Ярополка Изяславича. Из Любеча Волынский князь прибыл в Киев вместе с Святополком и начал внушать ему, будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич сговорились действовать заодно: первый хочет завладеть Киевом, а второй – Владимиром. Обстоятельства как бы подтверждали его наветы: Василько действительно собирал силы, звал к себе берендеев и торков и готовился к войне. Великий князь сначала выражал недоверие к словам Давида; но последний напомнил ему об участи его старшего брата Ярополка, прямо утверждая, что тот погиб от Ростиславичей. Напоминание это подействовало на слабодушного Святополка; он сделался доступен внушениям Давида, который твердил: "Пока не схватим Василька, ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире".

Между тем Василько, возвращаясь из Любеча, также прибыл к Киеву, 4-го ноября он переправился с своим обозом через Днепр у Выдубецкого монастыря; вечером ужинал в монастыре и потом ночевал в своем лагере. Поутру Святополк-Михаил прислал просить, чтобы он погостил в Киеве до именин его, великого князя, т.е. до 8-го ноября. Василько отказывался, говоря, что нужно спешить домой, что ему грозит рать от Поляков. Новый повод для злых внушений Давида Святополку: "Смотри, он совсем не почитает тебя за старейшего, и вот увидишь, как вернется домой, так и захватит твои волости Туров и Пинск, и Берестье". Святополк послал сказать Васильку, чтобы тот побывал к нему хотя на короткое время. Василько сел на коня и с некоторыми слугами поехал в Киев. По словам летописи, какой-то отрок, т.е. из младших дружинников, предупреждал его об опасности, но тщетно; князь не поверил, вспоминая недавнее крестное целование в Любече, и сказал: "Воля Господня да будет". В гриднице у Святополка он встретился с Давидом; между тем как хозяин разговаривал с гостем, Давид сидел молча, потупив взоры. Святополк вышел под предлогом распорядиться о завтраке; вслед за ним ушел и Давид. На Василько тотчас напали воины и заключили его в оковы. Дело было очень важное; поэтому Святополк на другой день собрал своих бояр вместе с киевскими старейшинами с Владимиром Мономахом убить великого князя и завладеть его городами. Бояре и старцы недоумевали, верить этому или не верить, и дали ответ уклончивый: "Ты, князь, должен беречь свою голову, и, если обвинение справедливо, Василько подлежит наказанию; но если Давид молвил неправду, то пусть отвечает за нее перед Богом". Узнав о том, игумены монастырей поспешили ходатайствовать за Василька перед великим князем. Тогда Давид удвоил свои усилия запугать последнего и склонить его на ослепление узника; Святополк после некоторого колебания согласился.

В ту же ночь Ростиславича привезли в Звенигород, местечко верстах в десяти от Киева, и остановились с ним в одной избе. Тут Василько увидал княжего пастуха, родом торчина, точившего нож; он догадался, что его хотят ослепить и горько заплакал. Действительно, вошли два конюха, один Святополков, другой Давидов, разостлали ковер и хотели повалить князя; последний, хотя и связанный, отчаянно оборонялся; позвали еще двоих. Василька повалили, положили ему на грудь доски и сели на них все четверо; кости несчастного захрустели. Тогда Торчин с зверскою жестокостью совершил ослепление. Замертво положили князя на телегу и повезли во Владимир Волынский. Когда проводники остановились обедать в местечке Здвиженье, они сняли с Василька сорочку и отдали вымыть попадье. Вымыв ее и надев опять на князя, попадья начала плакать по нем как по мертвом. От этого плача князь очнулся, выпил свежей воды и, ощупав грудь, сказал: "Зачем в ней и вместе с нею предстал пред Богом". Во Владимире Давид посадил пленника под стражу и приставил к нему 30 воинов с двумя княжими отроками, Уланом и Колчею. Сидя в заключении, Василько, в минуту смирения, говорил, что Бог, конечно, наказал его за гордость. Не было у него и помышления на Святополка или Давида; но были у него обширные замыслы. Он собирал войско и призывал берендеев и торков с печенегами, чтобы идти на ляхов. Он думал сказать Давиду и брату своему Володарю: "Дайте мне младшую свою дружину, а сами пейте и веселитесь; я же пойду в землю Ляшскую, возьму ее и отомщу за землю Русскую". Потом он хотел захватить какую-то часть Дунайских Болгар и поселить их у себя; а после того намерен был проситься у Святополка и Владимира на половцев и там или добыть себе славы, или сложить свою голову за Русскую землю. "Я уже возвеселился душою, слыша, что ко мне идут Берендичи; но Бог низложил меня за мое высокоумие", – заключил узник.

Весть об ослеплении Василька привела в ужас других князей: "никогда такого дела не было в роде нашем", говорили они. Владимир Мономах немедленно призвал к себе Святославичей, Давида и Олега, и вместе с ними пошел к Киеву. На упреки, обращенные к великому князю, последний оправдывался тем, что говорил ему Давид Игоревич о замыслах Василька. "Нечего тебе ссылаться на Давида, – отвечали ему братья, – не в Давидовом городе был взят и ослеплен Василько". Владимир и Святославичи готовились уже переправиться за Днепр, чтобы изгнать Святополка из Киева, когда к ним явились послами от киевлян мачеха Владимира и митрополит Николай. Они умоляли князей не губить Руси новою междоусобною бранью и не радовать тем половцев; последние придут и возьмут землю Русскую, которую старые князья стяжали своею храбростию и своими великими трудами. Владимир был тронут этими увещаниями; он чтил супругу своего отца, чтил и сан святительский и согласился на мир, но с тем, чтобы сам Святополк шел на Давида Игоревича и наказал бы его за гнусную клевету. Святополк обещал. Между тем Володарь Ростиславич уже начал войну с Давидом и соглашался на мир только под условием выдачи своего ослепленного брата. Давид действительно выдал ему Василька; но мир был непродолжителен. Слепой Василько жаждал мести; кроме того, был спор о некоторых городах, и война возгорелась снова. Ростиславичи осадили Давида в самом Владимире и послали сказать гражданам, что они не хотят разорять город, а требуют только выдачи своих злодеев Туряка, Лазаря и Василя, которые подговаривали Давида на ослепление Василька. Граждане заставили князя выдать Лазаря и Василя (Туряк успел бежать в Киев). Ростиславичи повесили их и отступили от города. Пример этих людей показывает, какое деятельное участие в смутах того времени имели бояре и дружинники княжеские и как они подчиняли своему влиянию князей недальновидных или слабодушных.

Святополк медлил исполнить обещание, данное Владимиру Мономаху и Святославичам. Только в 1099 г. он собрался наконец и пошел на Давида. Последний обращался с просьбою о помощи к союзнику своему, польскому королю Владиславу Герману; но и Святополк тоже предлагал Владиславу свой союз и послал ему богатые дары. Осажденный во Владимире и не получая помощи от поляков, Давид принужден был сдать город Святополку и довольствоваться небольшою оставленною ему волостью. Но междоусобия этим не кончились. Великий князь, поощренный успехом, вздумал теперь выгнать и Ростиславичей из Волынской земли, чтобы владеть ею сполна. Еще слишком жива была память о могуществе Киевского государя, господствовавшего над всеми русскими землями, и даже такой непредприимчивый князь, как Святополк II (конечно, не без влияния киевских бояр), обнаруживает попытку если не к объединению, то к возможно большему захвату земель в свои руки. А в подобных случаях благодатная Волынская земля, как ближайшая к Киевской и не отделенная от нее никакими естественными преградами, обыкновенно служила первым предметом киевских домогательств. Борьба с храбрыми братьями, однако, была неудачна. Тогда великий князь призвал на помощь угорского короля Коломана. Но на этот раз общая опасность помирила Ростиславичей с Давидом: он соединился с ними против Святополка, чтобы воротить себе Владимир. Давид привел наемную половецкую помощь. С ним пришел знаменитый половецкий хан Боняк, и они решили напасть на угров, которые стояли около Перемышля на реке Вагре и были гораздо многочисленнее половцев. Летописец наш по этому поводу сообщает любопытные подробности о Боняке. В ночь перед битвою он выехал из своего стана в поле и начал выть по-волчьи; ему откликнулся сначала один волк, потом завыли и многие. Боняк воротился в стан и сказал Давиду: "Завтра нам будет победа над уграми". Поутру он разделил войско на три части: вперед пустил своего воеводу Алтунопу, Давида поставил назади под стягом, т.е. под знаменем, с его русскою дружиною; а сам с остальными Половцами устроил засаду по сторонам. Угры стояли заставами; Алтунопа напал на первую заставу и, пустив стрелы, обратился в притворное бегство. Угры дались в обман и начали его преследовать; когда они миновали засады, Боняк вышел и напал на них с тыла; Алтунопа повернул им в лицо; подоспел и Давид. Боняк, по выражению летописи, сбил угров в мяч, "как сокол сбивает галок". Угры бросились спасаться бегством; причем много их перетонуло в реках Вагре и Сане.

Съезд в Витичеве («Уветичах») 1100 года

Война Давида и Ростиславичей с Святополком продлилась до следующего 1100 года; в августе этого года князья собрались на новый съезд, который на сей раз происходил подле Витичева. Святополк, Владимир Мономах, Давид и Олег Святославичи в сопровождении своих дружинников съехались, чтобы рассудить дело Давида Игоревича, и, кажется, по его собственной жалобе. Он также явился на съезд. "Ну, вот ты сидишь теперь с нами на одном ковре, – сказали братья Давиду, – говори, в чем твоя жалоба". Братья встали, сели на коней, и каждый подъехал к своей дружине, чтобы посоветоваться с нею. Давид между тем сидел в стороне и ждал решения. Переговорив с боярами и между собою, братья отрядили своих мужей: Святополк – Путяту, Владимир – Орогостя и Ратибора, Давид и Олег Святославичи какого-то Торчина, и велели сказать Давиду Игоревичу следующее:

"Не даем тебе стола Владимирского, потому что ты бросил нож между нами и сделал то, чего никогда не бывало в Русской земле. Мы тебя не подвергаем заключению и не делаем тебе никакого другого зла; ступай, садись на Бужске и Остроге; Святополк дает тебе еще Дубно и Чарторыйск, Владимир – двести гривен, Давид и Олег – также двести гривен".

Опальный князь должен был подчиниться решению братьев. Владимир Волынский остался за Святополком; последний дал еще Давиду город Дорогобуж, где тот впоследствии и умер.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Как Любечский съезд порешил спор о Чернигове, так Витичевский съезд прекратил междоусобия за Волынскую область. Водворив мир в Русской земле, князья склонились на убеждения Владимира Мономаха и соединенными силами обратились теперь на своих общих врагов, т.е. на диких половцев. Борьба Руси с этими кочевниками около того времени принимает ожесточенный, упорный характер. Столь же коварные, как и хищные, половецкие ханы часто заключали мир с русскими князьями, причем брали джары и клялись не нападать на русские земли; но вслед затем забывали о своих клятвах и вновь приходили жечь, грабить и уводить в плен русское население. Такое вероломство ожесточило русских людей, и только этим общим ожесточением можно объяснить следующий поступок Владимира Мономаха, наиболее уважавшего клятвы и договоры, наиболее рыцарственного из русских князей того времени.

Русь и половцы при Святополке Изяславиче

В 1095 году два половецких хана, Итлар и Китан, пришли к Владимиру в Переяславль для заключения мира. Итлар с своими людьми вошел в самый город и расположился на дворе Ратибора; а Китан стал за городом между валами, взяв к себе в заложники одного из сыновей Владимировых, Святослава. Ратибор был старый, знатный боярин, служивший воеводою еще отцу Мономаха. Этот боярин и его семья почему-то особенно злобились на половцев и задумали вероломным образом перебить своих гостей. В то же время в Переяславле находился киевский боярин Словята, присланный от Святополка с каким-то поручением (очевидно, относившимся к тем же Половцам). Заодно с ним Ратиборовичи начали уговаривать Владимира на истребление Половцев. Князь колебался, говоря: "Как можно это сделать после только что данной присяги?" Дружина успокаивала его совесть словами: "Нет в том греха; Половцы всегда дают клятву сохранять мир и всегда ее нарушают, беспрестанно проливая кровь христианскую ". Владимир хотя и неохотно, но дал свое согласие. В ту же ночь Словята с отрядом из русских и Торков подкрался к стану Китана: сначала выкрали молодого Святослава, а потом бросились на половцев и всех перебили вместе с ханом. Итлар с своими людьми между тем ночевал на дворе Ратибора, ничего не зная об участи Китана. Поутру его пригласили в избу, чтобы позавтракать и обогреться, так как дело было в конце февраля. Но едва хан и его свита вошли в избу, как их заперли, вскрыли потолок, и оттуда первый Ольбег Ратиборич угодил стрелою прямо в сердце Итлара; затем избили и всех его людей. Такое вероломство, конечно, не принесло никакой существенной пользы Русской земле. Оно только еще более ожесточило обе стороны. Вслед затем Святополк и Владимир соединенными силами предприняли поход в степи, разорили некоторые половецкие вежи и воротились с большою добычею, состоявшею из челяди, коней, верблюдов и прочего скота. Это был тот поход, от участия в котором уклонился Олег Святославич. Половцы в том же году отомстили нашествием на киевские пределы; они долго осаждали город Юрьев, на реке Роси, и наконец сожгли его, после того как он был оставлен своими жителями. Этих выходцев из Юрьева Святополк поселил на месте древнего Витичева, на высоком холме правого Днепровского берега, и вновь основанный здесь город назвал своим именем Святополч.

В следующем 1096 году, когда великий князь и Владимир были заняты междоусобною войною с Олегом Святославичем, Половцы воспользовались удобным временем и усилили свои набеги. Свирепый их хан Боняк разорял правый берег Днепра до самого Киева, причем опустошил окрестности столицы и обратил в пепел загородный великокняжеский двор на Берестове; а другой хан, Куря, свирепствовал на левой стороне около Переяславля. Пришел тесть Святополка, Тугоркан, и осадил самый Переяславль в отсутствие Владимира. Тогда Святополк и Владимир, соединясь, переправились за Днепр у Заруба и неожиданно для половцев явились под Переяславлем. Варвары были разбиты наголову. В числе убитых был и Тугоркан; великий князь велел его, как своего тестя, отвезти в столицу и погребсти у Берестова. Но между тем как князья еще находились в Переяславле, Боняк, пользуясь отсутствием войска, явился опять около Киева и едва не ворвался в самый город. Он сжег несколько монастырей и сел, в том числе и красный княжеский двор, построенный Всеволодом на Выдубецком холме. При этом неожиданном нашествии пострадала и знаменитая Печорская обитель. Варвары с дикими криками напали на нее в тот час, когда иноки после заутрени спали по своим кельям. Вырубив монастырские ворота, они принялись грабить, поджигать храм Богородицы и рыскать по пустым кельям, из которых монахи успели спастись бегством. Услыхав об этом нашествии, Святополк и Владимир спешили ударить на Боняка; но он с такою же быстротою ушел в степи, с какою пришел. Русские князья погнались за ним, но не могли настичь.

Подобные нападения половцев повторялись почти ежегодно; русским князьям иногда удавалось вовремя собрать силы и поразить ту или другую толпу варваров. Нередко князья съезжались вместе с половецкими ханами, заключали с ними мир, скрепляли его взаимными клятвами и даже браками с их дочерьми. Но ничто не могло прекратить губительных половецких набегов. Оборонительная война оказывалась слишком недостаточною; надобно было повести борьбу более энергичную и дружную, чтобы отбить движение степи на Южную Русь. Благодаря усилиям Владимира Мономаха такую именно наступательную борьбу повели русские князья в начале XII века. Это наступление восточноевропейского народа на своих турецких соседей совпало по времени с таким же движением западноевропейских народов против другой части того же турецкого племени, которая вышла из тех же Закаспийских степей и, объединясь под знаменем Сельджукидов, распространила свое господство почти на всю Переднюю Азию. Славные русские походы в глубь половецких степей совпали с началом Крестовых походов для освобождения Святой земли. Владимир Мономах и Готфрид Бульонский – это два вождя-героя, одновременно подвизавшиеся на защиту христианского мира против враждебного ему востока.

Долобский съезд (1103) и походы русских князей на кочевников

В 1103 г. Владимир пригласил Святополка весною вместе выступить в поход на половцев; но дружинники отсоветовали поход на том основании, что не время было отрывать земледельцев от поля. Для совещания об этом деле князья съехались недалеко от Киева на левом берегу Днепра у Долобского озера и сели в одном шатре, каждый с своей дружиной. Владимир первый прервал молчание:

Брат, ты старший, начни же говорить, как нам охранять Русскую землю?

Святополк отвечал;

Брат, лучше ты начни.

Как же мне говорить! – возразил Владимир. – Против меня и моя и твоя дружина; скажут, что я хочу погубить и поселян, и пашни. Но вот что для меня удивительно: как вы их жалеете, а того не подумаете, что станет весною смерд пахать на своей лошади; а приедет вдруг половчин, убьет смерда стрелою, лошадь его, жену и детей возьмет себе, да и гумно сожжет. Почему же об этом-то вы не подумаете?

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

Дружина единодушно признала справедливость его слов.

Я готов идти с тобою, – сказал Святополк.

Великое, брат, добро сделаешь Русской земле, – заметил Владимир.

Князья встали, поцеловались и послали звать с собою в поход Святославичей. Олег отговорился болезнью, но брат его, Давид, пошел. Кроме этих старших князей, в поход отправились несколько их младших родственников со своими дружинами, в том числе и один из сыновей незадолго умершего Всеслава Полоцкого. Князья двинулись с конною и пешею ратью; последняя плыла на лодках по Днепру, а первая вела своих коней берегом. Миновав пороги, лодки остановились у острова Хортицы; пехота вышла на берег, всадники сели на коней и, соединясь, пошли в степь. После четырехдневного похода Русь достигла неприятельских кочевьев. Приготовляясь к битвам, князья и воины усердно молились и творили разные обеты; один обещал раздать щедрую милостыню, другой – сделать пожертвование на монастырь.

Между тем половецкие ханы, заслышав о русском походе, также собрались на съезд и начали совещаться. Старший из них, Урусоба, советовал просить мира. "Русь будет крепко с нами биться, ибо много зла мы наделали Русской земле", – говорил он. Но более молодые предводители не хотели его слушать и хвалились, избивши Русь, идти в ее землю и взять ее города. Половцы выслали вперед Алтунопу, который славился у них своим мужеством. Он столкнулся со сторожевым русским отрядом, был окружен, побит и сам пал в этой сече. Ободренные первым успехом русские полки смело ударили на главные силы Половцев. Варвары подобно густому бору покрывали широкое поле; но не было в них бодрости; по словам нашей летописи, и всадники, и кони стояли в какой-то дремоте. Половцы недолго выдерживали стремительное нападение Руси и побежали. Битва происходила 4 апреля. В ней пало до двадцати половецких князей, в том числе и Урусоба. Один из сильнейших ханов, Бельдюз, был взят в плен и начал предлагать великому князю за себя выкуп, обещая много золота, серебра, коней и всякого скота. Святополк отослал его к Владимиру. "Сколько раз клялись вы не воевать в Русской земле? – сказал ему Мономах. – Зачем не удерживали своих сыновей и родичей, чтобы они не нарушали клятвы и не проливали христианской крови?" – и велел изрубить его на части. Русские разорили многие вежи половецкие и взяли большую добычу пленниками, конями, верблюдами и прочим скотом. Они захватили также некоторые вежи Печенегов и Торков, соединившихся с Половцами. С великою честью и славою воротились князья в свои города.

Но сила кочевников далеко не была сломлена этим блистательным походом. На следующие годы варвары отомстили Руси новыми набегами. Еще были живы свирепый Боняк и старый Шарукан. Однажды они вместе пришли на Русь и остановились под городом Лубно на берегах Сулы. Святополк и Владимир соединились на этот раз с Олегом Черниговским. Они ударили на половцев так неожиданно, что те не успели "и стяга поставить" и были разбиты наголову. На Успеньев день, в храмовой праздник Печерского монастыря, Святополк воротился из похода и отправился прямо в обитель благодарить за победу. Русские князья заключили мир с половецкими ханами, причем на дочери одного из этих ханов, Аепы, Владимир женил своего младшего сына Юрия, знаменитого впоследствии Долгорукого. Олег Святославич женил своего сына Святослава На дочери другого хана, который также назывался Аепа. Но эти мирные договоры и брачные союзы, по обыкновению, не прекратили враждебных действий и набегов половецких. Тогда Мономах убедил русских князей совершить новый большой поход общими силами, чтобы разгромить половецкие вежи и в самых степях Задонских.

Во главе соединенного ополчения снова стали Святополк, Владимир Мономах и Давид Святославич. На этот раз князья выступили еще в более раннее время, чем прежде, именно в конце февраля, чтобы совершить поход до наступления летнего зноя, столь тягостного в южных степях. До реки Хорола войско шло еще зимним путем, но тут надобно было бросить сани. Оно постепенно миновало Псел, Ворсклу, Донец и прочие реки, а на шестой неделе, во вторник, достигло берегов Дона. На этих берегах находились оседлые становища, или зимовники, главных половецких ханов. Русь облеклась в брони, которые во время похода обыкновенно складывались на воза. Полки устроились и в боевом порядке двинулись к городу хана Шарукана; по распоряжению Владимира священники шли впереди войска с пением тропарей и кондаков. Шаруканцы вышли навстречу Руси с поклоном, с рыбою и вином, чем и спасли свои жилища от разорения. Следующий затем городок хана Сутра был сожжен. В четверг русская рать от Дона пошла далее. На другой день, 24 марта, она встретилась с половецкою ордою. Русские остались победителями и праздновали свою победу вместе с днем Благовещения. Главная битва произошла в страстной понедельник, на берегах Сальницы. Враги были очень многочисленны, и опять подобно густому бору окружили русскую рать. Упорная сеча длилась до тех пор, пока Владимир Мономах стремительным натиском во главе своего полка не решил победу. По словам летописной легенды, Половцы оправдывали свое поражение чудесною помощью, которую оказывали христианам какие-то светлые воины, носившиеся над русскими полками. Снова с огромным количеством пленников и всякого скота воротились русские из похода. Летописец прибавляет, что слава этих побед далеко разнеслась между другими народами, как-то: Греками, Уграми, Ляхами, Чехами, и дошла до самого Рима .


О дочерях Всеволода см. у Карамзина к т. II примеч. 156 и 157. Критический свод всех латинских известий о супружестве Евпраксии с Генрихом IV находим у Круга во втором томе его Forschungen in der akteren Geschichte Russlands. S-Ptrsb. 1848.

Любечский съезд и вообще события Святополкова княжения см. П. С. Р. Лет. Хрущева "Сказание о Васильке Ростиславиче" в Чт. Об. Нестора-летописца. Кн. I. Киев. 1879. Относительно Всеволодова племянника Ярополка Изяславича см. у Шлюмберже в истории Зои и Феодоры на стр. 463 и 465 портреты сего князя и его матери в византийских царских костюмах, снятые с миниатюр "Псалтыри" архиепископа Тревского.

В летописи о месте княжего съезда 1100 г. сказано: "в Уветичах". Некоторые ученые старались определить, где лежали эти Уветичи, и делали разные предположения. Но тут очевидное недоразумение. В древнейшем списке, конечно, стояло: "у витичева"; малограмотный списатель, не разобрав хорошо, принял это за одно слово и для большей ясности прибавил предлог в. Впрочем, настоящее чтение встречаем у Татищева: "на Вятичеве". Еще Арцыбашев предполагал здесь ошибку (II. 329. Исслед. и лекции Погодина. IV. 162).

Походы на половцев см. Полн. Собр. Рус. летописей.

Киевская Русь Вернадский Георгий Владимирович

5. Правление Святополка II (1093-1113 гг.)

5. Правление Святополка II (1093-1113 гг.)

После смерти старших братьев Всеволод сконцентрировал в своих слабых руках всю власть триумвирата. Однако принцип родового старшинства не был забыт, и сразу после ухода Всеволода Святополк Изяславович занял Киевский стол, предоставив своему двоюродному брату – сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, княжить в Чернигове. Это было нарушением принципа старшинства, поскольку раньше Чернигов принадлежал второму члену триумвирата, Святославу, и его сыновья теперь предъявляли свои права на город. В 1094 г. один из них, Олег, пришел к Чернигову из Тмутаракани с половецким войском, и Владимир решил пойти на компромисс. Он заключил мир с Олегом и, отдав ему Чернигов, ушел в Переяславль. В определенном смысле первоначальный триумвират сыновей Ярослава теперь восстанавливался его внуками. Но во втором триумвирате было еще меньше согласия, чем в первом, особенно из-за подозрительности и отчужденности Олега. Хотя он и восстановил свои права на Чернигов, Олег не мог так легко забыть свои прежние обиды и подозревал братьев в готовности использовать первый подходящий предлог, чтобы изгнать его еще раз. Он сам дал повод для этого своей двусмысленной политикой по отношению к половцам.

Получив известие о смерти Всеволода, половцы направили Святополку мирные предложения, но тот проигнорировал их, а послов схватил. Несмотря на то, что позже он всех освободил, половцы были в ярости и напали на Русь. Победив объединенные силы Святополка и Владимира в ожесточенной битве, они сломили оборону русских в Треполе и рассеялись, грабя и разоряя все вокруг. После краткой осады Торческа жители, ослабленные голодом, сдали половцам укрепленный город. Опустошая южные районы киевских и переяславльских земель, половцы уводили с собой толпы русских пленников: мужчин и женщин. Впечатляюще описываются страдания населения на страницах «Повести временных лет»:

«Множество христиан оказались в крайне бедственном положении: скорбящие, измученные, ослабевшие от холода, с лицами изможденными голодом, жаждой и несчастьем, с телами черными от ударов, наги и босы, ногами истерзанными терниями шли они мучительным путем в неизвестную страну к варварским народам. В слезах они говорили друг другу: „Я из такого-то города“, „Я из такой-то деревни“. Так спрашивали они один другого и рассказывали о своих семьях, вздыхая и обращая глаза на небо к Тому, кто знает все.» 154

В 1094 г. Святополк заключил мир с половцами и взял в жены дочь хана Тугоркана. Владимир, однако, не вступал в это соглашение, и, когда в 1095 г. половецкое посольство прибыло в Переяславль, он приказал всех убить. Летописец повествует, что он поступил так по настоянию своей дружины. Снова началась война, и Святополк выступил на стороне брата против захватчиков, несмотря на свой брак. Оба призывали Олега на помощь, но тот сохранял нейтралитет. Война неудачно складывалась для русских. Еще несколько городов в Киевской земле были разрушены и разграблены окрестности Переяславля. Половцы напали и на сам город, но были отбиты, а тесть Святослава, хан Тугоркан, в этой битве погиб. В это же время, однако, другой хан, Боняк Манги, совершил набег на Киев и сжег несколько церквей и дворцов.

Обеспокоенные нейтралитетом Олега, Святополк и Владимир послали ему ультиматум: или ты с нами, или ты против нас. Олег «выказал самонадеянность» 155 и не обратил на него внимания. Тогда его двоюродные братья выбили Олега из Чернигова. Он пошел в Смоленск, где княжил его родной брат Давыд, и, собрав там войско, направился в низовья Оки к Мурому, принадлежащему сыну Владимира – Изяславу. Тот отказался покориться, вышел на битву за город, но погиб в сражении, а Олег вошел в Муром. Когда известие о смерти сына достигло Владимира, он написал Олегу замечательное письмо, проникнутое духом терпимости.156 Принимая смерть Изяслава как Божий суд, он призывал Олега положить конец вражде и прийти к взаимопониманию. Ответом Олега был захват города Ростова в Суздальской земле. В таких обстоятельствах старший сын Владимира – Мстислав, могущественный новгородский наместник, взял дело в свои руки и, напав на Олега, преследовал его от одного города до другого, пока тот не отступил до Рязани. Мстислав тогда отправил Олегу следующее послание: «Больше не беги, а лучше проси братьев не изгонять тебя из Руси. Я попрошу своего отца за тебя.» 157 Олег принял предложение, и наследственная вражда была закончена.

Можно отметить, что в описанном случае Владимир и его сын Мстислав выказали завидную выдержку и политическую мудрость. Мир, а не месть, был их целью. Как только Олег согласился на переговоры, они предложили созыв примирительного собрания всех князей, чтобы разрешить существующие разногласия. Встреча состоялась в Любече в 1097 г., в ней участвовали следующие князья: Святополк II, Владимир Мономах, Давыд – сын Игоря, князя Волынского, Василько – сын Ростислава, два сына Святослава II – Давыд и Олег. На встрече, таким образом, были представлены все линии потомков Ярослава. Заметьте, что даже сыновья Ростислава участвовали в переговорах, несмотря на то, что их отец еще при жизни был лишен доли в общем наследстве. Напомним, что до своей Тмутараканской авантюры Ростислав пытался закрепиться в Галиции; именно здесь каждый из трех его сыновей в итоге получил себе небольшой удел. Старший из них, Рюрик, умер в 1092 г., и, таким образом, к моменту встречи в Любече их оставалось двое: Володар и Василько. На встрече присутствовал только Василько.

Решения этого съезда записаны в «Повести временных лет» в следующей форме. Князья "сказали друг другу: Зачем мы губим Русскую землю, постоянно враждуя друг с другом? Половцы изнуряют нашу страну набегами и радуются, что мы воюем между собой. Станем с этих пор жить сообща и охранять Русскую землю, и каждый пусть управляет своей вотчиной: Святополк – Киевом – наследством Изяслава; Владимир наследством Всеволода – Переяславлем; Давыд, Олег и между ними Ярослав владеют наследством Святослава [то есть, Черниговым]. Пусть сохранятся вотчины, назначенные Всеволодом: Владимир [Волынский] остается в руках Давыда [сына Игоря], Перемышль принадлежит Володарю, а Василько пусть княжит в Теребовле" 158

Эта важная декларация вносит новый элемент в отношения между князьями. Хотя принцип старшинства и не был аннулирован, теперь признавались особые права каждой княжеской ветви на наследство отцов. Таким образом, на съезде в Любече старались учесть притязания каждого, и можно было надеяться, что определенный, пусть даже невысокий, уровень стабильности достигнут.

Не легко, однако, было князьям преодолеть свою алчность и взаимное недоверие. На сей раз ответственность за нарушение мира лежит на Давыдe Волынском. Он заподозрил Василько Галицкого в намерении захватить Волынь (собственный удел Давыда) и решил искать поддержки у Святополка, говоря тому, что узнал о заговоре Владимира Мономаха и Василько против них обоих. Святополк в конце концов поверил ему и, пригласив Василько в Киев, вероломно схватил его и передал Давыду, чьи люди ослепили несчастного галицкого князя.

Ослепление политических соперников, особенно потенциальных кандидатов на трон, было установленной практикой в Византии, но до случая с Василько русские князья никогда не прибегали к этому средству в борьбе друг с другом. Известие о преступлении потрясло всю Русь. "Когда Владимир узнал, что Василько был схвачен и ослеплен, ужас объял его и, разразившись слезами, он сказал: "Преступления, подобного этому, никогда не совершалось на Руси ни во времена наших дедов, ни во времена наших отцов. " Святославичи (сыновья Святослава), Давыд и Олег, тоже были глубоко потрясены и говорили: «Такого никогда не случалось в нашей семье». 159 Владимир и Святославичи немедленно съехались, чтобы обсудить ситуацию. Кроме ужасного увечья, нанесенного Василько, поступок Святополка являлся нарушением Любечского соглашения. Это было подчеркнуто в общем послании Святополку: «Если была какая-то вина у Василько, ты должен был обвинить его перед нами». 160 Святополк пытался избежать ответственности, обвиняя во всем Давыда Волынского.

Неудовлетворенные объяснением, Владимир и Святославичи решили наказать его и выступили к Киеву. Киевляне заволновались и, боясь казавшейся неизбежной гражданской войны, выслали к Владимиру вдову Всеволода (тещу Владимира) и митрополита с обращением: «Мы молим тебя, О Князь! и твоих братьев, не губить Землю Русскую» 161. Владимир оказался перед моральным выбором: спустить нарушение Любечского соглашения и оставить безнаказанным ослепление Василько или взять на себя ответственность за новое кровопролитна. В этой сложной ситуации он уступил своей теще, «потому что он должен быть подчиняться матери, он уважал и митрополита тоже (поскольку почитал церковный сан) и не мог пренебречь его мольбой». 162 Прекращая войну, Владимир и Святославичи возложили на Святополка задачу наказания Давыда.

Запуганный и Святополком и Володаром (братом Василько), Давыд освободил Василько. Это, однако, не удовлетворило его противников, и они начали войну, которая еще больше разрослась за счет конфликта между Святополком и Ростиславичами (сыновьями Ростислава Владимировича). В конце концов, князья снова съехались на совет в Юветичах и решили дело, лишив Давыда Волынского княжества. Ему отдали город Бужск для пропитания (1100 г.).

В следующем году состоялась еще одна встреча князей, на которой они заключили мир с половцами. Этот мир продлился недолго, потому что в 1103 г., по словам летописца: «Господь вложил благородную идею в сердце русским князьям, Святополку и Владимиру», 163 они решили пойти войной на половцев и захватить их земли. Князья предложили Святославичам принять участие в походе. Олег, ссылаясь на болезнь, отказался, а Давыд принял предложение. Кампания была очень удачной: двадцать половецких князей были убиты, и один взят в плен. Была захвачена огромная добыча – овцы и коровы, лошади и верблюды, кибитки и рабы.

Половцам потребовалось четыре года, чтобы восстановиться. В 1107 г. два половецких князя – старый Боняк и Шарухан – совершили набег на Переяславльские земли. Они, однако, были отбиты и понесли большие потери. Четыре года спустя наступила кульминация. В 1111 г. союзные войска трех русских князей – Святополка, Владимира и Давыда – прошли глубоко в степь, достигнув Дона. Город Шарукань сдался, и его жители встречали русских дарами – рыбой и вином. Основные половецкие силы были тогда разбиты на берегах Сальницы. Триумф русских был беспрецедентным, а поскольку главную роль в походе сыграл Владимир Мономах, его популярность резко возросла.

Хотя Святополк и принимал участие в походах против половцев, его внимание, в основном, было обращено на запад. Он выдал одну из своих дочерей замуж за польского короля Болеслава II (1102 г.), а другую – за сына короля Венгрии (1104 г.). Эти династические браки имели целью укрепить дружественные связи между Русью, Польшей и Венгрией, но Святополк, кажется, был больше заинтересован в развитии торговых отношений, чем в дипломатии как таковой. Набеги половцев, должно быть, несколько лет осложняли путь в Византию по Днепру, и русские купцы хотели расширять экономические связи с западными странами. Поскольку Святополк пытался монополизировать торговлю солью на Руси, он, надо полагать, мечтал получить галицкие соляные рудники, но нельзя было надеяться, что Ростиславичи уступят их. Он мог, однако, закупать соль на Величковских копях в Польше.

Хотя русские одержали внушительную победу над кочевниками к концу правления Святополка II, опустошения, произведенные половцами до кампании 1111 г., были достаточно серьезными, чтобы расстроить экономическую и социальную жизнь южных районов Руси. Потери населения, по всей вероятности, были ужасными. Те, кто избежал смерти и плена, были разорены. Многие вынужденно брали деньги в долг у киевских капиталистов или состоятельных землевладельцев, а, будучи не в состоянии возвратить долги, соглашались работать на условиях кредиторов.

Таким образом, пока часть населения несла потери, владельцы больших поместий в непострадавших районах страны выигрывали от обилия дешевой рабочей силы, а киевские ростовщики от получения процентных доходов по непомерным ставкам. Высокие цены на соль, вследствие монополии Святополка, увеличивали общее недовольство. Прославленная победа над половцами на некоторое время отвлекла общественное мнение, но требовались радикальные реформы, чтобы исключить финансовые злоупотребления. Нельзя было ожидать подобных реформ от Святополка, так как он сам активно участвовал в финансовых спекуляциях.

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

5. Правление Святополка II (1093-1113 гг.) После смерти старших братьев Всеволод сконцентрировал в своих слабых руках всю власть триумвирата. Однако принцип родового старшинства не был забыт, и сразу после ухода Всеволода Святополк Изяславович занял Киевский стол, предоставив

автора

Глава 8 СВЯТОПОЛК II ИЗЯСЛАВОВИЧ (1093–1113) Война с половцами 1093 г. С вокняжением в Киеве Святополка II на Руси началась эпоха правления внуков Ярослава. А правнуки Ярослава поначалу играли роль вспомогательную. Когда же они сменили отцов, Русь оказалась разодранной на уделы

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Кончина Святополка II Изяславовича На пасху 1113 г. занемог Святополк II Изяславович, в крещении Михаил. 16 апреля 1113 г. князь скончался за Вышгородом и был привезен в Киев в ладье.Бояре и дружина искренне скорбели из-за смерти князя. Этого нельзя сказать о киевлянах. И именно

автора Соловьев Сергей Михайлович

Ярослав против Святополка Тут-то и выходит на сцену Ярослав, который претендовал на Киев и считал его своим. В Новгороде у Ярослава образовались свои проблемы: он не мог найти общего языка с призванными на помощь варягами, которые, очевидно, требовали оплаты, а не получив

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Война Святополка с Давыдом Мономах был в ужасе, когда узнал об ослеплении Василька. Он тотчас же послал к Святославичам, чтобы вместе идти в Киев и разбираться со Святополком, как такое могло произойти. Святополк во всем винил Давыда. Мономах, послушав эти речи, сказал

Из книги «Повесть временных лет» как исторический источник автора Никитин Андрей Леонидович

12. Серебро Святополка Полученный в результате критического анализа текстов ПВЛ вывод, поддержанный независимыми источниками западноевропейского происхождения, что Святополк не был убийцей Бориса и Глеба, поскольку на киевский престол попал только в 1018 г., будучи

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Святополк-II (1093–1113) Сын Изяслава-I, Святополк-II, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобия князей из-за владения городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому

Из книги Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 114. О коварных интригах упомянутого Святополка В этом же году в пятое воскресенье после Пасхи поморский князь Святополк, устроив засады и осторож­но разместив в потаенных местах возле новой крепости Накло свое войско, приказал своим людям,

Из книги Полководцы Древней Руси. Мстислав Тмутараканский, Владимир Мономах, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий автора Копылов Н. А.

Гамбургский счет… Мономаха в 1093–1113 гг В конце XIX в. среди цирковых борцов разыгрывалось множество соревнований, но поединки были не настоящие, а расписанные по сценарию. И лишь раз в год лучшие борцы собирались в Гамбурге, чтобы провести свой закрытый чемпионат и

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1113–1125 Правление в Киеве Владимира Мономаха Великий князь Святополк умер весной 1113 г. Тотчас в Киеве начался мятеж горожан против ростовщиков. Старейшины Киева пригласили на княжий стол Владимира Мономаха, который успокоил народ, ввел особый «Устав Владимира Мономаха»,

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Смерть Святополка Смерть Святополка 16 квітня 1113 р. викликала серед киян доволі нежданий відрух. Замісць плакати за князем, вони кинулись громити його урядовців та жидів. Був це перший погром жидів на Україні. Память, що її лишив по собі Святополк була особливо йому

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

3.2. Правление Святополка (Сватоплука) В августе 869 г. восточнофранкский король Людовик Немецкий собрал со всего королевства три войска, которые должны были воевать против славян. Войско, состоящее из тюрингцев и саксов под командованием его среднего сына Людовика, напало

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Княжения Святополка И после Пасхи, по прошествии праздничной недели, в день Антипасхи, месяца апреля в 24-й день пришел Святополк в Киев. И вышли навстречу ему киевляне с поклоном, и приняли его с радостью, и сел на столе отца своего и дяди своего. В это время пришли

автора Сапожникова И Ю

51. О КНЯЖЕНИИ СВЯТОПОЛКА в Киеве, лета от создания Мира 6525, а от рождества Христова 1017. СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ погребши отца своего Владимира, седе самовольно на Престоле Княжестем в Киеве. Ибо не ему владети Киевом по отцу подобаше. Завистию же и богомерзкою похотию к

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

56. О КНЯЖЕНИИ В КИЕВЕ МИХАИЛА Святополка Изяславича. ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ БЛАГОВЕРНАГО Князя Всеволода прииде в Киев Князь Михаил Святополк Изяславич и седе на Престоле княжения Киевскаго, яко отчичь и дедичь. Посем побежден бысть от Половцов и мир сотвори с ними; ради же